И цветы могут болеть... Партию зараженных цветочным трипсом растений на днях выявили сотрудники регионального управления Российского сельхознадзора в Санкт-Петербурге.
Калифорнийский цветочный трипс – вредоносный микроорганизм, размер которого не более миллиметра. Оседая в разных видах декоративных растениях (роза, хризантема, гербера и другие), он поглощает клеточный сок, что приводит к гибели растений. Бактерии представляют угрозу и для домашних, сельскохозяйственных культур, так как являются переносчиками опасных вирусов, способных уничтожить целые плантации выращиваемых культур.
Вредоносный трипс устойчив к воздействию ядохимикатов, поэтому единственным методом борьбы с инфекцией считается сжигание зараженных партий цветов. Как правило, пик «цветочных костров» приходится на начало марта, когда доставка цветов в Санкт-Петербург и другие мегаполисы во много раз превышает привычные объемы. Но в нынешнем году отличился последний месяц осени.
Так, питерское подразделение Россельхознадзора в ходе досмотра трех цветочных партий общим количеством 241,5 тысяч единиц выявило 3,2 тысячи разновидностей, зараженных западным трипсом. Товар поставлялся автомобильным транспортом и имел сопроводительные документы, подтверждавшие его качество и безопасность.
Последствия легко спрогнозировать: продажа и доставка цветов в Санкт-Петербурге – хорошо налаженный бизнес. Один инфицированный цветок может нанести существенный ущерб предпринимателям, уничтожив всю продукцию, предназначенную к реализации.
Ситуация, увы, характерная для многих регионов. По сообщению пресс-службы приморского филиала Россельхознадзора, ввоз зараженной партии роз, гвоздик, хризантем и зелени, предназначенных для розничной продажи, предотвращен и во Владивостоке. Продукция поставлялась из Нидерландов и Эквадора, а заказ цветов осуществил местный предприниматель. Вся партия уничтожена.
Не стала исключением и Москва, где непригодными к реализации специалисты признали десять тысяч хризантем, доставленных в столицу из Голландии. Вредоносный трипс был обнаружен в иностранных цветах во время прохождения таможенного досмотра автотранспортом предприятия-перевозчика продукции.
Это – установленные факты, которые, очевидно, не отражают объективных масштабов проблемы. Ведь, как объясняют специалисты, без лабораторных исследований определить наличие западного трипса в растениях сложно. Тщательно проверить каждую партию ввозимой в Россию продукции физически невозможно. Так что риск остается. И еще один факт, который компетентные чиновники не комментируют, наводит на определенные мысли: товар проходит не одну таможню, имеет сертификаты фитолабораторий, но при этом оказывается зараженным. Как такое возможно?