Запрет на оборот «народного» бензина Аи-92 снова могут отложить: чиновники пообещали еще раз подумать о сроках перехода к «Евро-4»
Чиновники уже много лет пытаются добиться использования более качественного и экологичного топлива. Ранее переход на «Евро-3» планировался с 2009 г., на «Евро-4» – с 2010 г. и на «Евро-5» – с 2013 г. Но нефтяники, сославшись на кризис, получили отсрочку. И вот подходит новый срок: выпускать бензин 2-го класса можно только до конца этого года, а реализовывать – до 2012.
Но, как пишут «Ведомости», нефтяники вновь заговорили об отсрочке. Еще в начале года представители Минэнерго заявляли, что будут предлагать поправки в техрегламент, откладывающие запрет на реализацию Аи-92 до 2015 г. В четверг об этом напомнил министр энергетики Сергей Шматко (на совещании, где обсуждалась Генсхема развития нефтяной отрасли до 2020 г.). Нужно оставить в обороте Аи-92 до 2015 г., потому что это соответствует «темпам обновления отечественного автопарка», отметил министр. А целый список дополнительных аргументов привел гендиректор «Газпромнефти» Александр Дюков.
Российский техрегламент практически полностью соответствует стандартам ЕС, однако в последних нет жесткого ограничения по октановому числу бензина, отметил он: сокращение оборота Аи-92 (Regular) в Европе происходило эволюционно под влиянием спроса, а не запрещалось законодательно. В Германии, например, доля этого бензина до сих пор составляет около 10%, а в США – даже более 80%. Европа от «Евро-2» к «Евро-5» шла 14 лет – с 1996 по 2009 г., продолжал Дюков, а в России на это отводится всего семь лет – с 2009 по 2015 г.
При этом на момент вывода из оборота Аи-92 (начало 2012 г.) спрос на него в стране прогнозируется на уровне 21 миллиона тонн, или 63% от ожидаемого потребления автобензинов, отметил Дюков, но зато с 2015 г. эта доля начнет снижаться в связи с естественным обновлением автопарка. Наконец, по мнению топ-менеджера, отказ от «народной марки» Аи-92 и форсированный переход к Аи-95 несет множество рисков: при использовании Аи-95 на устаревшем автотранспорте (до 40% сегодняшнего автопарка) вероятны высокая тепловая нагрузка, прогар клапанов и выход двигателя из строя; есть опасность и роста цен на топливо, и объемов кустарного производства. А для снижения массы выбросов решающее значение имеет экологический класс двигателей, а не топлива, подчеркнул Дюков.
Премьер Владимир Путин явно был не рад такой дискуссии. График перехода на новые стандарты топлива вполне можно еще раз обсудить, признал он: «Но только давайте исходить из того, что мы не можем вечно откладывать <...> на потом». Например, если какой-то НПЗ не успевает провести модернизацию, его конкретный случай нужно рассматривать на правительственной комиссии по ТЭКу. Впрочем, шанс у нефтяников есть. Решено еще раз поработать над сроками, заявил после совещания Шматко. Вопрос о возможном переносе сроков запрета на производство Аи-92 действительно «находится на повестке дня», говорит пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Представители крупных топливных компаний отмечают, что установленные сроки переориентирования предприятий их не пугают, они в них укладываются, но состояние отечественного автопарка не позволяет за год полностью отказаться от 92 бензина. С этим мнением согласен и исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Он категорически считает, что прекратить оборот Аи-92 с 2012 года – задача нереальная.