Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд обозревателей «Культурной столицы», новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 1 ноября
В Ледовом дворце – грандиозное ледовое шоу «Алиса в Стране чудес». Мало того, что здесь участвуют всемирно известные фигуристы Елена Бережная, Татьяна Тотьмянина, Максим Маринин и Алексей Ягудин. Организаторы обещают невиданные спецэффекты – в том числе, голографическую улыбку Чеширского Кота. Начало в 12.00 и 18.00.
В Концертном зале Мариинского театра выступает Оркестр Капитолия Тулузы во главе со старым мариинским знакомым дирижером Туганом Сохиевым, который художественно руководит оркестром уже третий год. В программе: Третья симфония Рахманинова и его же Второй фортепианный концерт с – увы и ах! – Денисом Мацуевым в качестве солиста. Начало в 19.00.
Эдриан Тоус, сочинивший все основные шаблоны трип-хопа в течение 90-х и более известный как Трики, приезжает в «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2). Со времени выпуска краеугольного для истории популярной музыки альбома «Maxinquaye» прошло лет 15, но духу на новую пластинку у музыканта достало. Звук на парижской работе «Mixed Race» всё такой же темный, густой и сложносочиненный, с демоническими пришептываниями в самом омуте композиции, с прекрасными вокальными работами приглашенных музыкантов. При этом «Mixed Race» пронизан влияниями, кажется, всех континентов – от европейской танцевальной музыки до ритмики Ямайки и Магриба. Начало концерта в 20.00.
Строгановский дворец приглашает на выставку призера I Фотобиеннале Русского музея, жительницы Краснодара Татьяны Зубковой. Всего победителей трое, уже прошел показ фотографий Андрея Шапрана, а позже можно будет увидеть работы Олега Каплина. Зубкова – профессиональный фотограф и снимает опустевшие черноморские пляжи, траченные временем скульптуры, артистов театра, балета и шапито. Такие романтичные и ностальгические сюжеты отлично вписываются в концепцию русскомузейного проекта.
Вторник 2 ноября
В Музее истории религии (Почтамтская улица, 14/5) открывается экспозиция советской антирелигиозной графики 1910-70-х годов «Штурм небес»: плакаты времен Гражданской войны с попами в компании буржуев, кулаков и белогвардейцев, журналы 1920-х «Безбожник» и «Безбожник у станка», послевоенные плакаты и деревянные панно, рекламирующие советские традиции и обряды в противовес религиозным. Будут представлены настоящие шедевры советской антиклерикальной сатиры – чего стоит хотя бы плакат Дмитрия Моора «Чудо в Кане Галилейской, или Откуда пошла самогонка»!
В Доме кино пройдут встречи с режиссером-документалистом Николаем Головихиным. Автор представит три своих фильма: «Бульдозерный вернисаж», «Хвост...» и «Последний художник эмиграции первой волны Кирилл Александрович Арнштам». Начало в 19.00. И в этом же кинотеатре стартует фестиваль научно-популярных фильмов «Мир знаний», который организует студия «Леннаучфильм».
В Союзе художников отмечают 75-летие видного петербургского мастера станковой графики и книжной иллюстрации Татьяны Капустиной и показывают большую ретроспективу ее работ. Пейзажи самых труднодоступных уголков России – от Памира и Таймыра до Амура и Арктики, экзотических мест земного шара – от Эльбы до Антарктиды, а также анималистическая живопись, которая знакома нескольким поколениям по книгам Толстого, Мамина-Сибиряка, Паустовского и Сетон-Томпсона.
Среда 3 ноября
Группа «Н.О.М.», пожалуй, самое британское по духу явление на отечественной рок-сцене. Ирония и абсурд замешаны у нее в равных пропорциях, драматизация идиотизируется, и наоборот, а тяготение к синтезу искусств прямо вагнеровское. В клубе «Зал ожидания» «Н.О.М.» анонсирует «золотой состав» – видимо, имея в виду не только классический набор участников, но и свой уникальный рецепт рок-н-ролльного безумия. Начало концерта в 20.00.
Мальчишеская комедия о чистых помыслах Роберта Дауни-младшего и его путешествии с востока на запад «Впритык» («Due Date») выходит на экраны большинства кинотеатров Петербурга.
В Большом зале Филармонии вечнозеленые «Виртуозы Москвы» сыграют под управлением известного канадского скрипача и дирижера Пинхаса Цуккермана музыку эпохи «бури и натиска» (семейство Бахов) и классицизма (Моцарт). Начало в 19.00.
В дни школьных каникул арт-пространство Bye Bye Ballet превратится в стройплощадку веселого Санкт-Картонбурга: в течение недели здесь будут возводить картонный город, устраивать публичные бракосочетания и выборы тирана Картонии, бои на картонных трубах, конкурсы и соревнования, будут показывать диафильмы и даже проводить парад пододеяльников.
В Михайловском замке показывают выставку «Победа», представляющую 110 работ детей из разных регионов России, отражающих тему Великой Отечественной войны. Также обещают встречи с ветеранами, жителями блокадного Ленинграда и реставраторами, участвовавшими в восстановлении города.
В кинопрокат выходит до ужаса кровавая и насыщенная пиротехническими эффектами лента «Брестская крепость», созданная силами Союзного государства России и Белоруссии. Режиссер – Александр Котт.
Четверг 4 ноября
В Шереметевском дворце выступает культовый французский ансамбль Aleph, музыканты которого называют себя «гениальными контрабандистами современного искусства», с программой опусов Ксенакиса, Булеза, Строппа и Апергиса. Те, кто пропустит этот концерт, будут кусать локти еще очень долго: коллективы такого класса гастролируют в Петербурге до обидного редко. Начало в 19.00.
В Большом зале Филармонии дирижер Александр Титов совершает очередной исполнительский подвиг: в паре с «Божественной игрой» Скрябина дирижирует первым в России исполнением «Третьего и последнего завета» Николая Обухова, одного из ключевых текстов русского музыкального авангарда. Начало в 19.00.
В киноцентре «Родина» начинается прокат аргентинского фильма «Последнее лето в Бойте» («El último verano de la Boyita»), истории о взрослении и каверзах подростковой сексуальности, спродюсированной большим специалистом в этих вопросах Педро Альмодоваром.
Найк Борзов не выпускал новых работ восемь лет подряд – по его признанию, не хотелось высказываться впустую. Альбом «Изнутри», который музыкант покажет в «Зале ожидания», – это знакомый мелодичный рок с внятными гитарными риффами и фирменной «борзовской» лирикой байронического битника. Начало в 20.00.
Молодой режиссер Мария Романова дебютирует на большой сцене Театра им. Ленсовета спектаклем по пьесе Елены Исаевой «Я боюсь любви». Пьеса написана в не привычной для петербургского театра технике вербатим – то есть основана на записанных и обработанных драматургом монологах реальных людей, обыкновенных наших современников и соотечественников. Теме пьесы все возрасты покорны: любовь, комплексы, ответственность за другого человека. Перед Романовой сложнейшая задача – выстроить спектакль большой формы, опираясь на камерную драматургию. Ей помогают актеры – во главе с народной артисткой России Анной Алексахиной. Начало в 19.00.
Музыканты Джеймс Аткин (экс-EMF) и Джастин Уэлч (экс-Suede) объединились в группу Asbo Kid после распада своих прежних проектов: один умел писать хитовые песни, другой прекрасно играл на басу. Вместе у них получился электродуэт с жесткой драм-эн-бейс-линией, уходами в старомодный рэйв и шутовским вокалом. На концерте в «Главбаре» (Кременчугская улица, 2) британцев поддержат англофилы Punk TV. Начало в 20.00.
Матерое кино про молодых нью-йоркских грабителей «Мальчики-налетчики» («Takers») выходит в широкий прокат.
Москвичи Beat Devils, по их утверждению, играют сайкобили – хотя тембр голоса фронтмена Энди Лугового скорее вызывает ассоциации с поп-роком а-ля Greenday: ни капли брутальности и нахрапа, зато много юношеской беззаботности. За последнее время группа поучаствовала в рокабили-фестивалях Восточной Европы, поездила по Германии, а вот теперь добралась и до Fish Fabrique Nouvelle. Начало концерта в 20.00.
Интригующую премьеру привозит Театр Романа Виктюка. Пьесу Рудольфа Лотара «Король-Арлекин», причудливо сочетающую итальянскую комедию масок и шекспировские мотивы, неоднократно пробовал поставить великий Александр Таиров, кумир Виктюка. Однако новый спектакль Романа Григорьевича посвящен вовсе не Александру Яковлевичу, а другой мэтрессе театра XX века – немке Пине Бауш, создательнице жанра «танцтеатра». Спектакль покажут на сцене Мюзик-холла, начало в 19.00.
Суровая американская комедия о трудностях неожиданного отцовства «Сайрус» («Cyrus») выходит на экраны петербургских кинотеатров.
Пятница 5 ноября
«Babez For Breakfast» – плотоядное название нового альбома финской группы Lordi, имевшей ошеломительный успех на «Евровидении» 4 года назад. Хоррор-очаровашки, потрясающие прежде всего бутафорией и угрожающе-статуарной манерой поведения и лишь во вторую очередь рыком и лязгом, выступят в «Зале ожидания». Начало концерта в 19.00.
Суббота 6 ноября
В Концертном зале Мариинского театра – первый концерт 17-го абонемента, в рамках которого все симфонии Петра Чайковского (в данном случае – первая) будут исполнены вперемежку с главными оркестровыми сочинениями Родиона Щедрина (на этот раз Туган Сохиев покажет петербургской публике «Российские фотографии»). Стратегически точный репертуарный ход: другого композитора, который бы столь преданно наследовал традициям русской симфонической музыки, как Щедрин, сегодня просто не найти. Начало концерта в 19.00.
Новый петербургский театр «Мастерская Григория Козлова» показом своего спектакля «Идиот. Возвращение» по мотивам романа Достоевского обновляет созданную в Петербурге «Открытую сцену» (Народная улица, 1, бывшее здание театра «Буфф»). Спектакль покажут еще и в воскресенье, оба раза начало в 18.00.
В рамках проекта «Культурный альянс. Пермь–Питер» в креативном пространстве «Ткачи» открываются две выставки. «Видение» – подборка видеоарта, иллюстрирующая историю этого жанра и его нынешнее состояние: от работ зарубежных классиков до отечественных художников, включая и именитых, и молодых. «Портреты неизвестных» – выставка пермских фотографов Натальи Резник и Дениса Давыдова: их героями являются люди отчетливо «антигламурные» – как неведомые уральцы, так и пожилые выходцы из бывших союзных республик, живущие в Европе. Прекрасная возможность ознакомиться с достижениями пермской «культурной революции».
В ЦВЗ «Манеж» митьки отмечают юбилей своего движения выставкой «Митьки, остановка на 25-летие»: разношерстный набор картин, объектов, рисунков, лубков, песен и стихов бодрит и поднимает настроение, разве только немного грустно видеть, как бесшабашные хиппи эволюционируют в православных живописцев-государственников.
Воскресенье 7 ноября
Чрезвычайно рискованный материал выбрала для своего спектакля на малой сцене Театра им. В.Ф. Комиссаржевской режиссер Светлана Свирко – «Крейцерову соната» Льва Толстого, преисполненную скопческого пафоса. Как именно собирается трактовать одиозное произведение русского классика Свирко и зачем она переплетает его с биографическими мотивами из жизни самого Толстого, узнаем на премьере. В спектакле заняты широко известные актеры: Валентина Панина, Иван Краско, Леонид Мозговой и другие. Начало в 19.30.
Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Софья Дымова (классическая музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Василий Степанов (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: Ice Vision, Союз художников Санкт-Петербурга, mvco.ru, «Централ Партнершип», myspace.com, Epicentre Films, Театр им. Ленсовета, Screen Gems, Театр Романа Виктюка, lordi.fi, classica.fm, pcrd.livejournal.com, Театр им. В.Ф. Комиссаржевской.
«Фонтанка.ру»