В прошедшие выходные обычный житель Петербурга Павел на перекрестке улиц Бабушкина и Ткачей спас от лишения прав 70 водителей. Это не было демонстрацией или протестом. Выходя в субботу и воскресенье на «дежурство», доброволец преследовал только одну цель – прекратить на этом перекрестке массовое наказание водителей, нарушающих ПДД по невнимательности и из-за плохо установленного указателя объезда.
«Водитель Петербурга» связался с Павлом (назвать свою фамилию он отказался) и выяснил подробности его акции.
– Скажите, Павел, а с чего все началось?
– Началом этой истории стал момент, когда я, ожидая своего товарища на улице Ткачей, стал свидетелем того, как одновременно 5 (!) экипажей ГИБДД не останавливающимся конвейером изымали права. Не проходило и 5 минут, чтобы они кого-то не остановили. Маленькая улочка, а охраняется, как будто там президент живет. Меня это возмутило. Решил повлиять на ситуацию и это получилось. Никаких личных мотивов или обид на ГИБДД у меня нет и не было. Звонить в ответственные за организацию движения организации, на телефон доверия ГИБДД и т.п. я не стал. Не хотелось никого напрягать. Просто вышел и стал предупреждать. Что мог сделать, то сделал.
– А как вы предупреждали водителей?
– Я им жестом показывал на «кирпич». Водители поворачивали голову, замечали знак и разворачивались.
– Сколько водителей вы смогли предупредить?
– Могу сказать точно, я вел подсчет. После моих предупреждений развернулось 50 автомобилей в субботу и 20 в воскресенье, но была еще и, так сказать, пассивная составляющая – многие, видя меня в яркой жилетке, начинали внимательнее смотреть по сторонам, самостоятельно замечали запрещающий движение знак и разворачивались.
– Сколько длилось ваше добровольное дежурство?
– В субботу я начал в 11:30 и закончил в 16:30. В воскресенье стоял с 10:00 до 14:00.
– Были ли такие, кто, несмотря на ваши предупреждения, все-таки поехал на улицу Ткачей?
– Конечно. Особенно те, кто двигался с Бабушкина на Ткачей через «карман». Там тоже знак «Поворот только налево», а людям надо было направо. В результате они оказывались на встречной и их ловили сотрудники ГИБДД. Но основная масса двигалась левым поворотом с улицы Бабушкина и их мне предупреждать удавалось.
В воскресенье я переместился уже в сам «карман» и удавалось обращать внимание на знак водителей, двигающимся по обеим дорогам. Тех, кто после поворота фактически уже двигался по встречной, я пытался завернуть в карман. Кто-то слушался, кто-то нет. По моим оценкам в субботу предупреждение проигнорировали около 15 машин.
– Водители вас благодарили?
– Да, конечно. Те кто понимал, что я делаю, кивали головой, улыбались, говорили спасибо. Даже был один водитель, которого я остановил, сказал, что он едет по встречке. Он удивился, но все равно поехал дальше, где его поймали гаишники. Через час он ко мне вернулся и сказал спасибо за то, что я его предупреждал.
Однако, основная масса не понимала, что я доброволец и считала, что я имею отношение к ДПС и выполняю служебный долг.
– Какая была реакция со стороны экипажа представителей закона?
– В субботу они просто ездили мимо меня и приглядывались, а в воскресенье подошли, спросили кто я такой. По каким мотивам я здесь стою, их не интересовало, они сами выдвинули версию, что я поставлен книжной ярмаркой. Переубеждать сотрудников ГИБДД я не стал, пусть думают, что хотят. Но дальше с их стороны поступило «указание» – раз тебя поставили на перекресток, то и стой там, не ходи в «карман». Видимо им было достаточно и тех, кто заезжал на «встречку» со стороны. Естественно, я их указание не выполнил. Никакого негатива со стороны гаишников не было, впрочем как и других действий.
– Там, где вы дежурили под «кирпичом», есть указатель объезда. Его было недостаточно?
– А вот знак «объезд» как раз показывает на улицу Ткачей, что еще больше запутывает ситуацию. Водители видят «кирпич», а под ним стрелку, указывающую в том же направлении. Думаю, знак развернуло ветром.
– Что вы думаете о водителях, ездящих «по привычке» и не глядящих на знаки? Их надо предупреждать или наказывать?
– Я склоняюсь к версии, что такие нарушения происходят неосознанно, и оно должно как-то по другому расцениваться, хотя угрозу безопасности машина, выехавшая на «встречку», конечно создает. Я против жестких штрафов. Мне кажется, если поставили знак, то экипаж ГИБДД должен находиться около него, чтобы люди постепенно привыкали к новой схеме движения, а сам вид милицейской машины привлекал внимание – что-то здесь не так, что-то изменилось.
– Вы предполагаете продолжать свои предупреждающие акции?
– Да предполагаю, но в других местах. К перекрестку улиц Бабушкина и Ткачей внимание уже привлечено. Как только мне попадется подобная явная засада, я выйду снова.
– Как вы относитесь к желанию блогеров тоже выйти в жилетках на дороги?
Я думаю, что это не помешает. Достаточно один раз привлечь внимание к опасному месту и гаишники уже сами побоятся орудовать подобным образом. Дежурить ежедневно и долго нет необходимости.
– Что вы можете посоветовать тем, кто тоже захочет предупреждать водителей об опасных местах?
– Все надо тщательно продумать. Нельзя пользоваться жезлами, хоть они и продаются. Я тоже купил полосатую палку, но после консультаций со специалистами от этой идеи отказался. Нельзя отвлекать водителей и создавать угрозы безопасности движения. Все должно быть безопасно и без нарушения закона.
В остальном все просто – одел жилет и вышел, если есть такое желание. Только одеться надо потеплее – я в субботу здорово замерз.
– И последний вопрос. Павел, кем вы работаете и откуда у вас время на акции?
– Работаю я в строительной сфере. Заниматься предупреждениями могу только в выходные, да и то не в каждые.
Комментарии
Действия «Героя нашего времени», как назвали Павла в блоге «Водителя Петербурга», получили большой резонанс. Новость подхватили СМИ, включая федеральные, а на автомобильных блогах и сайтах развернулись нешуточные дискуссии. И тут мнения разделились. Одни считают, что Павел, выполняя за ГИБДД работу по предупреждению нарушений, – молодец. Другие утверждают, что невнимательных водителей надо наказывать «по полной». Обсуждение темы читайте в комментариях к материалу Доброволец дежурил под новым «кирпичом», не давая водителям попасть в руки ГИБДД
«На самом деле, в сделанном выводе нет никакого секрета. Просто наша милиция давно забыла, что ее основная функция – предупреждать нарушения, а лишь потом – наказание. Давно известная истина. А мужику респект! :) Молодца!» – пишет isa.
«Я считаю ненормальным, когда водитель ездит, руководствуясь положением: «А чё? Я вчера тута ехал и никакого знака тут не висело». Или: «Я не обязан каждый день голову задирать и смотреть, повесили тут знак или нет». Именно такие водители и были «оприходованы» ДПС-никами. На мой взгляд – вполне законно и в той же степени справедливо», – считает prosto.
В отделе пропаганды БДД управления госавтоинспекции ГУВД по Санкт-Петербургу обсуждать действия Павла не захотели по причине того, что в этом нет смысла – не та ситуация чтобы комментировать. «Вышел человек на дорогу и что? Это его личное право. Свою волю изъявил. Дальше что?»
Председатель городского Автоклуба «А 24» – партнера общественного движения «Водитель Петербурга», Денис Шубин считает, что акция Павла достойна восхищения. «То, что человек проникся проблемами автомобилистов и начал помогать своим собратьям по рулю – это здорово. К сожалению, действия ГИБДД направлены не на то, чтобы предупредить водителей о схемах изменения движения, а на то, чтобы их поймать, что Павел и нивелировал. Я считаю, что движение «Водитель Петербурга» может стать организующей силой для автомобилистов-волонтеров, которые, увидев около дома или работы подобные ситуации, могут предотвращать нарушения» – сказал Шубин.
Также он отметил, что Автоклуб «А24» готов технически помочь в таких начинаниях, например, предоставив жилеты.
Про знак
Несмотря на все усилия, Редакции "Водителя Петербурга" так и не удалось выяснить принадлежность знака "кирпич" на перекрёстке ул Бабушкина и ул Ткачей. На схеме объезда, разработанной ГУ ДОДД этот знак отсутствует. Представитель Дирекции взяла под контроль размещения данного знака и пообещала разобраться в ситуации.
Предположительно, этот "кирпич" мог быть оставлен предыдущими подрядчиками, но и в их схеме временного движения он отсутствовал. Также существует вероятность, что знак был самовольно установлен подрядчиком, ЗАО "КиМ". В представительстве подрядчика предложили подождать, пока они проведут внутреннюю проверку по данному факту. Она должна занять около суток, после чего редакция сможет узнать, несёт ли подрядчик ответственность за этот знак. Представители ГИБДД отказались прокомментировать данный факт.