В Конституционном суде началось рассмотрение жалобы, затрагивающей интересы предпринимателей, арендующих помещения и желающих приобрести эту недвижимость в собственность.
Как сообщает пресс-служба КС РФ, в открытом заседании рассматривается дело о проверке конституционности положений части 8 статьи 4 и частей 2-4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба администрации города Благовещенска.
Согласно оспоренной норме закона, в поддержку малого и среднего бизнеса законодатель предоставил арендаторам государственной и муниципальной недвижимости право требовать продажи им этого имущества. При получении такого заявления органы исполнительной власти обязаны обеспечить оценку арендуемого имущества и определить условия его приватизации.
Индивидуальный предприниматель Татьяна Удод арендует муниципальное здание (кафе «Бирюза») с 1999 года. В июне 2009 года она обратилась в администрацию города Благовещенска с заявлением о намерении выкупить его и получила отказ в связи с тем, что помещение не включено администрацией в план приватизации муниципального имущества и соответственно не может быть передано предпринимателю. Татьяна Удод оспорила отказ в Арбитражном суде Амурской области, который в январе 2010 года признал ее требования законными и обязал городскую администрацию совершить действия, необходимые для приватизации спорного помещения.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что Конституция РФ гарантирует местному самоуправлению самостоятельность в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Администрация Благовещенска полагает, что, обязывая органы местного самоуправления передавать муниципальное имущество предпринимателям без согласия собственника, нормы спорного закона несоразмерно ограничивают право муниципальной собственности и имущественную самостоятельность муниципалитетов, ставят их в неравное положение с другими собственниками и тем противоречат статьям 8 (ч. 2), 12, 130 (ч. 1), 132 (ч. 1) и 133 Конституции РФ.