Автокредитный бум снова пришел в Петербург. Линейка автокредитов, расширилась и удлинилась благодаря государственным программам: по утилизации и по субсидированию автомобильных кредитов на отечественные марки. В будущем году к ним, вероятно, добавится материнский капитал: законодатели обещали уже этой осенью ввести специальную норму, которая позволяет потратить материнские деньги на отечественное транспортное средство. В результате те банки, которые и раньше специализировались на выдаче автокредитов, увеличили свой пакет услуг в два, а то и три раза.
Сейчас по программе государственного субсидирования работают: Сбербанк, ВТБ-24, Банк Москвы, Уралсиб, Ханты-Мансийский, СевергазБанк, Татфондбанк, Юникредитбанк, Россельхозбанк.
Банки, не работающие по госпрограммам, проявили фантазию, во-первых, в названии своих кредитных продуктов, во-вторых, в их хитром назначении: например, появилась такая услуга, как кредит на ремонт или установку дополнительного оборудования или бонус – в виде бесплатной автомойки или охранной системы. И наконец, благодаря договоренности банков с дилерами или заводами-изготовителями появилась возможность покупки машины по еще более низкой цене. С наибольшим количеством банков заключили соглашения группа компаний Sollers (дилер FIAT, Ssang Yong, Isuzu и УАЗ) и холдинг RRT (Subaru, Nissan, Honda, Opel, Chevrolet, Skoda, Hyundai, Ford).
Правда, есть проблемы с очередями в автосалонах на популярные иномарки (некоторые машины, например, VW Polo надо ждать год). В том числе из-за этого во многих банках срок действия кредитной заявки после ее одобрения был увеличен до трех месяцев.
Средняя величина ставки по автокредиту – 15 - 16% – с прошлого года не изменилась. Она может уменьшиться или увеличиться – и в первую очередь это зависит от наличия страховки и для автомобиля, и для заемщика. Во вторую – от марки и состояния машины (новая или подержанная – на новые машины ставка минимум на 1% ниже) и наконец – от величины первоначального взноса, который может составлять от 15 до 50%. В нескольких банках величина ставки растет параллельно сумме кредита: для тех, кто занимает 100 - 300 тысяч рублей, она на 1 - 3% ниже, чем у тех, кто берет миллион. Причем в обоих случаях речь идет о легковых машинах. Для грузового (коммерческого) транспорта ставки совсем другие (выше). Как и для мотоциклов.
Комиссия за рассмотрение кредитной заявки во многих банках составляет сейчас 6000 рублей, а к ней может добавиться комиссия за выдачу кредита, комиссия за конвертацию и т.п. Рассмотрение заявки в среднем занимает два дня или два часа – при получении экспресс-кредита. Впрочем, экспрессы – с их ставками, приближенными к размерам потребительского кредита (20 - 24%) – хороши только тогда, когда есть возможность отдать его досрочно. Ежемесячная комиссия банка за ведение ссудного счета составляет 0,1 - 1 процент в месяц. Понятно, что при долгосрочных кредитах это невыгодно.
Сейчас банки стали активно выдавать кредиты на подержанные автомобили, в том числе – отечественного производства. По сравнению с госкредитами на новые российские «Лады» они не самые выгодные: 15 - 16% против 9,33%. У банка есть обязательное требование: на момент окончания срока кредитования машина не должна быть старше 7 - 10 лет (хотя есть банки, которые кредитуют даже 15-летки). Официально банк не будет брать в расчет оценочную стоимость б/у автомобиля (хотя ее обязательно установит присланный банком оценщик), но – есть негласное решение - на момент окончания срока она должна составлять хотя бы 100 тысяч (правда, опять-таки некоторые банки выдают автокредиты и на 50 тысяч рублей).