Минимальный ассортимент лекарственных препаратов, который должен иметься в продаже в каждой аптеке, уменьшен более чем в два раза. Такой приказ, подписанный министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой, 4 октября прошел регистрацию в Минюсте. Дата его вступления в силу, по информации "Фонтанки", пока не определена.
В новый перечень включены 63 препарата – они должны продаваться в любой стационарной аптеки Петербурга, имеющий лицензию на фармацевтическую деятельность. Из них 23 отпускаются без рецепта врача и составляют минимальный ассортимент аптечных киосков и аптечных пунктов.
Предыдущий перечень, утвержденный Минздравсоцразвития РФ в 2005 году, содержал около 170 позиций. В частности, из нового списка изъяты наркотические анальгетики и анальгетики смешанного действия – бупренорфин, морфин, трамадол, тримеперидин и другие. В тоже время ненаркотические анальгетики (например, парацетамол) оставлены в обязательном перечне и могут отпускаться без рецепта. В свободную продажу переведен диклофенак и ряд других препаратов.
По словам представителя одной из аптечных сетей, продажа многих включенных в обязательный перечень лекарств остается низкорентабельной, а потому невыгодной для компаний. В тоже время аптеки пугают штрафные санкции, которые могут быть наложены за игнорирование требований министерства по продаже дешевых лекарств. Более того – кроме финансовых взысканий, за подобные проступки деятельность аптеки может быть приостановлена на срок до трех месяцев.
Например, 22 сентября арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти наложил административный штраф в 40 тысяч рублей на ЗАО «Фармакор»: проверка, проведенная в одной из аптек прокуратурой Кронштадтского района, выявила факт отсутствия некоторых препаратов, включенных в обязательный перечень. Прокуратура и служители Фемиды расценили это как грубое нарушение лицензионных требований, а ссылка компании на низки спрос на отсутствующие лекарства была отклонена: «Фармацевтическая деятельность имеет социальную направленность и не может быть поставлена в зависимость от коммерческой выгоды», – заключил арбитраж.