Вся наша жизнь состоит из компромиссов – что одеть, куда пойти или на чем ездить. Так получилось, что автор этих строк ездит на автомобиле, который совсем нельзя назвать универсальным. Он очень маленький, но с выдающимися внедорожными характеристиками, а вследствие этого с большим расходом топлива и весьма нетороплив. А бывает ли так, что покупатель получает все и сразу?
Пожалуй, да. Название компании Volkswagen состоит из двух частей, которые дословно переводятся как «народный автомобиль». Спустя более 70 лет со дня основания марки, концерн продолжает выпускать машины на все случаи жизни. А недавний Московский автосалон лишь подогрел наш интерес к универсалу в смысле использования в повседневном быту. Буквально на днях у дилеров нашего города появится в продаже обновленная модель VW Touran, а пока мы решили вывести на дорогу его предшественника.
Классическая «коробчатая» форма спереди облагорожена округлыми фарами и лаконичной решеткой радиатора. Рестайлинг, произошедший в 2006 году, освежил мордашку компактвена, придав ему немного выразительности. До обновления автомобиль выглядел как-то простовато и довольно блекло.
Основной упор при разработке Touran’a был сделан на функциональность, потому что именно это свойство, по мнению маркетологов, ожидали потребители от автомобиля. Внешность ушла на задний план, пропустив вперед себя пространство для ног, рук и туловища, а также ящички, полочки, отсеки и возможности трансформации.
Первое, что мы сделали, оседлав Touran – это заехали в тихий дворик и приготовились складывать, раздвигать и убирать сидения. Морально подготовившись к изучению инструкций и наклеечек. Но, увы, немецкие инженеры предусмотрели все. Все действия интуитивно понятны и без всяких инструкций.
Открываем заднюю дверь и делаем из кресла столик – дергаем за петельку, и спинка уже в горизонтальном положении. А если потянуть ярко-красную петельку позади сидения? Раз, и вся конструкция стоит вертикально. Два щелчка фиксаторов, небольшое усилие и в автомобиле освободилось место под 5-6 коробок с журналами. На все ушло секунд 15, не больше.
А если такие же действия повторить с двумя оставшимися сиденьями, а центральное оставить в багажнике, то задний диван превращается в два комфортабельных кресла. При установке нужно лишь сместить крепления на соседние пазы, тогда локти пассажиров будут на значительном удалении от стоек и соседа.
Необъятность почти 700 литров багажного отделения лишила раздумий по поводу снятого центрального кресла – оно осталось лежать внутри. Подумаешь, плюс-минус 50 литров. А если вынуть все три сиденья, то багажник раздувается до 1989 литров. Жаль, тестовый автомобиль был без третьего ряда сидений, ведь по статистике его заказывают 40% покупателей. Впечатления от таких возможностей заставили нас лезть в переднюю часть салона и искать там спрятанные объемы.
Итак, садимся за руль. Сидеть удобно, но любителям спортивной посадки, увы, придется отвыкать. За рулем Touran’a водитель располагается вертикально, по автобусному. Кстати, такое сравнение ни в коем случае нельзя считать оскорбительным: не задумывались, как можно целыми днями ездить за рулем? Именно такая посадка распределяет вес туловища равномерно на позвоночник, поэтому дальние поездки не принесут дискомфорта или неудобств.
Рестайлинг принес в интерьер руль от Гольфа. Все остальное осталось на добротном высоком уровне исполнения. Недаром говорят, что именно немцы возвели науку эргономику в культ. Здесь все удобно и находится на своих местах. Почти все. Маленькие окошки, расположенные между дверью и лобовым стеклом, как нам показалось, абсолютно лишены смысла: изнутри взгянуть через них мешают массивные стойки.
Описывать достоинства лаконичного, но простоватого интерьера можно долго. Напомним, мы же тестируем не дизайнерский автомобиль, а почти дом на колесах. Поэтому обратим внимание на полочки и ящички.
Итак, считаем: под лобовым стеклом ниша, куда влезает зеркальная фотокамера; потолочная консоль, куда так и хотелось запихать кофту, книжку и пару очков, но здравый смысл не дал этого сделать – ограничились лишь пирожным; ниши под магнитофоном и под пепельницей, между седоками, а также карманы в дверях. Получилась мечта компактной семьи из папы, мамы, сына, дочки, бабушки, кошки, собаки и, пожалуй, попугайчика.
К нашему большому сожалению, под капотом тестового Touran’a расположился всего лишь 1,6-литровый мотор мощностью 102 лошадки. Этот двигатель известен по многим автомобилям марки, однако сюда просится дизель 2,0 TDI (105 л.с.). Согласитесь, поехать в длительное путешествие с полной загрузкой приятнее на тяговитом дизеле с расходом около 5 литров на сотню. Еще покупателям на выбор представлены версии 1,2 TSI (105 л.с.) и 1,4 TSI (140 л.с.).
А как же «простачок» 1,6? К сожалению, никак. Он едет, даже бодро разгоняет автомобиль до сотни за 12,9 секунды. Однако «бодро» здесь означает лишь работу руками, отщелкивая сближенные передачи КПП. Расход топлива в городской толчее впервые совпал с паспортными данными и составил 11,1 литров на сотню.
Про подвеску сказать нечего, потому что она до жути правильная. Энергоемкая, в меру жесткая и позволяет не всегда тормозить перед лежачими полицейскими, при этом, не мучая пассажиров. И пусть представителям концерна может быть обидно за эпитеты «никакой» и «простой», однако для семейного автомобиля эти качества едва ли не самые важные. Согласитесь, что впихивать детские раскраски в дизайнерскую дверь, а игрушку ребенка в «недобардачок» в дальней поездке – не самое лучшее занятие.
Вторым этапом испытаний Touran’a стала поездка в Москву и проверка экипажем из 4-х человек всего вышеописанного в условиях дальней ночной дороги. Цель поездки – участие во встрече владельцев автодомов. У нас ведь тоже дом на колесах, только маленький.
Третье заднее сиденье так и оставили в багажнике, что позволило двум сидящим сзади пассажирам вполне комфортно проспать всю дорогу. При этом в багажник поместилось все имущество автопутешественников, а его оказалось не мало: три чемодана, пяток сумок, большая палатка, тент, складной стол и стулья и даже ... мобильная баня.
Что до ходовых качеств, то они оказались вполне предсказуемые. Не всегда заметные ночью выбоины на трассе "Россия" проглатывались подвеской почти незаметно. Обход фур на коротких участках для обгона в Тверской области трудности не вызывал – машинка резво разгоняется даже на 5 передаче. Об отсутствии в комплектации круиз-контроля мы не сожалели, все равно держать постоянную скорость среди грузовиков не удается. Пожалуй единственное, что заставило напрячься – это неочевидное расположение кнопки открытия лючка бензобака. Она расположена в водительской двери и заставила себя поискать. Но это мелочи, а в остальном Touran оказался хорошим и добротным семейным автомобилем. Без изысков, но отлично подходящим для автопутешествий.
Благодарим за предоставленный автомобиль компанию "Сигма Моторс" – официального дилера Volkswagen в Санкт-Петербурге.