Сейчас

+26˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+26˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 25

2 м/с, ю-з

772мм

40%

Подробнее

Пробки

6/10

Вавиловская коллекция цела, но строить на ней можно

1091
ПоделитьсяПоделиться

Коллекция Павловской опытной станции существует, но часть ее не получает должного ухода. К таким выводам пришла экспертная комиссия в ходе проверки состояния и использования земель станции (ПОС). При этом большую часть территории эксперты сочли возможным использовать под застройку — для коллекции оставили только 33 га из прежних 90. Но даже такое решение ученые расценивают как свою победу.

ПоделитьсяПоделиться

Итоги проверки состояния коллекции генетических культур, собранной Николаем Вавиловым, впервые были озвучены сегодня на пресс-конференции, организованной РИА «Новости». Участники мероприятия рассказали «Фонтанке» о том, что комиссия пришла к выводу - уникальная коллекция Павловской станции должна быть сохранена, также как и сама станция. Зато эксперты высказали пожелание сменить руководство ПОС, которое, по их мнению, довело растения «до ужасающего состояния».

Коллекцию косточковых культур (сливы, вишни, черешни и других) эксперты признали уникальной. Член-корреспондент РАН, профессор кафедры геоботаники биофака МГУ Вадим Павлов отметил, что потеря этих образцов будет практически невосполнимой. «Это набор, который находится на северном пределе распространения этих ценных культур. Они существуют на этих землях около 80 лет и полностью адаптированы к условиям Северо-Запада», - заявил он. Но тут же признал, что состояние культур оставляет желать лучшего.

В свою очередь завлабораторией биологии развития растений биологического факультета МГУ кандидат наук Владимир Мурашев считает, что коллекция должна быть пересеяна и обновлена. Но сразу же предупредил, что пока новые культуры не придут в нормальное состояние, старые обязательно должны сохраняться. В целом же эксперты пришли к выводу, что некоторые образцы находятся «в удручающем состоянии».

Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе Всероссийского института растениеводства (ВИР), доктор биологических наук, зав. кафедрой высших растений биологического факультета МГУ Александр Тимонин счел, что причина «ужасающего обращения с коллекцией» - не только недостаточное финансирование, но и система взаимоотношений, сложившаяся между Российской академией сельскохозяйственных наук, Институтом растениеводства имени Вавилова (ВИР) и Павловской станцией.

«Институт и станция - независимые юридические лица, – пояснил он. – Павловская станция имеет земли и технику для их обработки, но не отвечает за сохранность коллекции, за это в ответе ВИР».

Проверяющие решили, что наилучший способ сохранить уникальную коллекцию — во-первых, сменить руководство станции, а во-вторых — изъять коллекцию из системы Россельхозакадемии и передать РАН. Тимонин напомнил о том, что именно Россельхозакадемия в свое время одобрила вовлечение участков Павловской опытной станции без каких-либо изъятий и ограничений под жилищное строительство, что ставило под угрозу сохранность вавиловской коллекции. А под управлением РАН Павловская станция сможет работать эффективнее.

Зато эксперты признали, что строительство коттеджей на участках, принадлежащих Павловской станции — вполне допустимо и вреда растениям не причинит. Доктор биологических наук, директор Учреждения Российской академии наук Ботанический институт имени Комарова Василий Ярмишко убежден, что соседство с жилыми кварталами не навредит коллекционным растениям.

«Примеры такого соседства существуют, это и Ботанический сад и Аптекарский огород в Москве, – напомнил он. – Развитие городской среды никак не отражается на культивации растущих там растений». И добавил, что строительство и подведение коммуникаций к участкам не нарушат гидрологический и климатический режимы коллекции, если работы будут вестись с учетом всех необходимых норм.

На первом участке, площадью 71 га, насаждения, которые, по мнению экспертов, стоит охранять, занимают 13 га. Член-корреспондент РАН, президент Русского ботанического общества Рудольф Камелин предложил этот участок отмежевать и приплюсовать к нему еще 20 га, необходимых для обновления и расширения коллекции. Остальную территорию - 38 га, по его мнению, можно использовать под застройку.

На втором участке, площадью 19 га, отведенном под однолетние кормовые культуры, эксперты коллекции не обнаружили. Вопрос, почему ботаники с мировыми именами не учли, что однолетние семенные культуры осенью не произрастают, остался, к сожалению, без ответа. Этот участок комиссия разрешила застроить полностью.

Во Всероссийском институте растениеводства, который и отвечает за коллекцию, итоги проверки оценивают двояко. «С одной стороны, комиссия подтвердила самое главное — заявила о том, что коллекция есть, она уникальна, и мы ее не обманываем. С другой — вопрос смены руководства, мне кажется, выходит за рамки компетентности данных экспертов». Оценка объективная, однако есть вопросы, на которые экспертам вполне могли бы ответить кураторы коллекции», - в свою очередь, отметили в пресс-службе ВИРа.

Сами ученые соглашаются с тем, что коллекции уделяется недостаточно сил и средств. «Но в этом виновато неадекватно низкое финансирование, - объясняют они. - Средняя стоимость содержания плодовых или ягодных культур в условиях, близких к полевым, составляет около 700 евро на один образец, но мы таких денег никогда не видели». Кроме того, коллекции наносят серьезный ущерб вандалы — посадки регулярно обворовывают, сообщают сотрудники Павловской станции. Так, за две недели до прибытия комиссии неизвестные унесли не только часть кустов черной смородины, но даже кусок ограждающего поля забора.

Разрешение же вести на территории станции жилищное строительство ученые расценивают как свою победу. «Вы же понимаете, что с фондом РЖС было бесполезно бороться, и 100 гектаров земли нам бы никто не позволил сохранить, - признались в руководстве ВИРа. - Поэтому мы рады, что сумели отстоять хотя бы самое ценное».

«Самое страшное для нас было бы потерять те земли, которые сейчас заняты косточковыми культурами — это невосполнимо, - объясняют в институте. - Если нам оставят эти 13 гектаров и еще 20 необходимых для расширения коллекции, то с остальными проблемами мы попытаемся справиться». Для переноса остальной части Вавиловской коллекции, которая сейчас занимает около 30 гектаров, необходимо от 3 до 5 лет.

«Но никак не за три месяца, которые нам предоставил Фонд РЖС», - добавляют сотрудники станции. Перенос на новую территорию однолетних кормовых культур потребует только подготовки нового земельного участка. «Но, между прочим. опять возникает проблема финансирования — нужно выбрать новую землю, подготовить ее, перенести. На все эти работы необходимо выделить средства», - отмечают в пресс-службе ВИРа.

Окончательное решение о судьбе земель Павловской станции будет принято, как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в Счетной палате РФ, только в ноябре. Если все доводы экспертов будут приняты, то в затянувшемся конфликте выиграет Фонд РЖС, которому достанутся привлекательные земельные участки, и Академия наук, к которой перейдет вавиловская коллекция. Проиграют только создатели уникального собрания генетических культур.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close