Федеральная служба по тарифам утвердила новый прейскурант на перевозку пассажиров по отечественным железным дорогам. Он призван урегулировать отношения между участниками рынка, но для самих пассажиров обернется подорожанием билетов.
Соответствующий приказ был подписан еще в июле, но только 8 сентября прошел регистрацию в Минюсте, а сегодня – официально опубликован. Это произошло практически в последний день, позволяющий вступить ему в силу с 1 октября.
Изменения связан с очередным этапом реформирования системы путей сообщения России. Сейчас пассажиров перевозит не только ОАО «Российские железные дороги», которому принадлежат пути, станции, вокзалы, иная инфраструктура, локомотивы и пр., но и альтернативные компании, в том числе дочернее предприятие – «Федеральная пассажирская компания» (ФПК). Поэтому теперь тариф состоит из многих «ингредиентов». Например, петербуржец, купивший за 625 рублей билет в Москву в плацкартный вагон скорого поезда, будет знать, что 261,5 рубля он заплатил за использование той самой инфраструктуры, почти 22 – за услуги вокзалов, 104 – за локомотив и 238 – за вагон.
Однако не столь любопытные пассажиры 1 октября узнают, что конечная стоимость путешествия с берегов Невы в Первопрестольную подорожает. Цена плацкарта (то есть базовая стоимость перевозки) не изменяется, но сборы увеличиваются в несколько раз. Например, если сейчас за оформление билета в кассе за 1-9 дней до отъезда железнодорожники взимают комиссию в 38,14 рубля, то с 1 октября такая же услуга обойдется в 164 рубля. В то же время бесплатным останется бронирование электронных проездных документов, приобретаемых через Интернет.
Плата за пользование комплектом постельного белья составит 71 рубль за комплект (сейчас – от 38 до 96 рублей в зависимости от категории поезда и вагоне). За переоформление билета надо будет заплатить 68 рублей, восстановлению утерянного или испорченного – 115, возврат денег по неиспользованному проездному документу – 99 и т.д.
Положительно тарифная реформа затронет детей – ездить они смогут в 2,85 раза дешевле взрослых. В настоящее время билет для ребенка в возрасте до десяти лет продается со скидкой в 65 процентов. Иные льготы (бесплатный провоз детей до пяти лет, скидки для школьников и т.д.) не изменились.
Предыдущий прейскурант был утвержден в 1993 году и с тех пор многократно изменялся и ежегодно индексировался. Государство регулирует тарифы только на проезд в плацкартных и общих вагонах, а теперь – в сидячих моторовагонных поездах дальнего следования с учетом класса обслуживания. Цена на билеты в купейных, спальных и иных вагонах повышенного класса будет устанавливать сам перевозчик (РЖД, ФСП или иная компания).
В новом приказе также четко прописаны услуги, которые входят в стоимость билетов. Это и перевозка багажа (в установленных лимитах), пользование оборудованием пассажирского вагона (в том числе электророзеткой низкого напряжения), а также сопровождение и обслуживание проводниками в пути следования. Предоставление комплекта постельного белья, чайной и кофейной продукции и других продуктов питания, печатной продукции и иных услуг досуга оказывается за отдельную плату.