Европейский суд по правам человека рассмотрит жалобу «Плохов и Плохова против России». Родители солдата срочной службы, петербуржца Максима Плохова, скоропостижно скончавшегося пять лет назад при невыясненных обстоятельствах, обратились в Страсбург с жалобой на нарушение 2,3, и 13 статей «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод». Теперь государству-ответчику предстоит подготовить свои возражения в ответ на отправленный вчера запрос Страсбурга.
Как напомнили в организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», Максим был призван на военную службу 17 мая 2004 г. военным комиссариатом Приморского района Петербурга.
Врачебную комиссию парень прошел с категорией годности «А». То есть, был абсолютно здоров и годен к службе без ограничений. С такой категорией берут в самые элитные войска, типа спецназа. Максима определили механиком-водителем в разведроту военной части №02511, дислоцированной в Каменке. Через год и четыре месяца, 19 сентября 2005 г., он умер от якобы внезапно развившегося заболевания почек в военном госпитале. Родители уверены - их сын погиб «из-за ненадлежащего лечения и несвоевременного диагностирования заболевания военными врачами, а также из-за жестокого избиения его сослуживцем с ведома и при попустительстве медицинского персонала. Кроме того, во время службы в армии над ним жестоко издевались командиры, которые не понесли за это никакой ответственности».
Мать солдата, Татьяна Александровна, видела сына в последний раз в медроте, где её заверили, что все будет в порядке, Максима будут обследовать и лечить. После этого 10 дней он умирал в реанимации, а родители пребывали в неведении. О том, что у них больше нет сына, им сообщили только через три дня после его смерти.
Полтора года Татьяна Александровна и Владимир Михайлович Плоховы при поддержке общественной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и адвоката Марины Ноговой пытались добиться расследования причин гибели Максима. За это время было вынесено около 10 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. После жалоб и обращений в различные инстанции они отменялись, назначалась новая поверка, и снова следовал отказ в возбуждении уголовного дела против тогдашнего командира роты - гвардии старшего лейтенанта Осипова С.В. (два года назад он получил повышение по службе и стал капитаном) и врачей «прохлопавших» развитие смертельного заболевания.
По делу Максима Плохова было проведено восемь посмертных судебно-медицинских экспертиз. Только одну сделали сразу после смерти, еще шесть провели по медицинским документам военные эксперты и одну – гражданские, из «Бюро судебно медицинских экспертиз» Ленинградской области. Выводы одной комиссии опровергали выводы другой. В результате: диагноз, причины смерти (одной из возможных, могло стать отравление неизвестным ядом, который то находили, то не находили в одних и тех же документах), причины и время начала заболевания, наличие или отсутствие телесных повреждений, своевременность и адекватность лечения, вина медиков, так и не были достоверно установлены. Но при этом, все экспертизы, проведенные военным, отвергали даже теоретическую возможность причастности кого-либо из должностных лиц к заболеванию и смерти солдата.
В сентябре 2007 года так и не добившись расследования смерти сына, Плоховы подали жалобу в Европейский суд. Вчера стало известно, что она коммуницирована. Как сообщила адвокат семьи, Марина Ногова, сумма морального ущерба пока не уточнялась, однако по сложившейся практике, Россию могут обязать выплатить в качестве компенсации несколько десятков тысяч евро.