Накануне чиновники сразу пяти учреждений, в той или иной степени отвечающих за транспорт и дороги, пытались объяснить журналистам, почему в городе уже который день парализовано движение в разных районах.
Адресная программа и чересчур ответственные подрядчики
Начальник дорожно-мостового управления Антон Суханов в пробках обвинил подрядчиков, которые слишком рьяно взялись за работу. Нередко это происходило на параллельных улицах. Но конкурсные процедуры проведены согласно закону, а у подрядчика есть возможность для манёвра – на работы он может выйти после получения всех согласований в определённый период. В обязанности комитета входит лишь создание адресной программы, на которую из бюджета выделяется финансирование, а потом проводятся конкурсные процедуры. В свою очередь, вполне понятно желание подрядчиков начать работы как можно быстрее, сразу после заключения государственного контракта.
Антон Суханов предложил осознать, что мы живём в большом мегаполисе и поэтому сложная дорожная обстановка на улицах будет всегда, а любой ремонт будет превращать жизнь горожан в ад. За два месяца после начала финансирования было отремонтировано около 60 магистралей. Сейчас в работе находится около 90, а всего к концу октября должно быть отремонтировано 300 дорог. Несложно подсчитать, что пик работ пришёлся как раз на август, сентябрь и октябрь – когда в городе количество населения достигает своего максимального значения.
Подрядчиков штрафуют, но толку мало
Заместитель начальника ГАТИ Александр Савин высказал мнение, что в городе нет закрытых дорог, а есть лишь ограничения движения.
Как-то влиять на то, чтобы не выдавали ордер на производство работ, ГАТИ не может, если подрядчик выполнил все условия и подготовил всю необходимую документацию. Поэтому фактически к ситуации, когда перекрываются сразу две параллельные улицы, ГАТИ не имеет отношения и не является виноватым.
С начала года ГАТИ было выявлено 89 случаев нарушения порядка производства работ. С недобросовестных подрядчиков было собрано более 9 млн рублей штрафов. Но даже такие суммы не останавливают рьяных подрядчиков, которые перекрывают движение без разрешения. Наверное, не стоит пояснять, что вряд ли подрядчик расплачивается из своего кармана, и фактически эти штрафы идут из денег, получаемых за выполнение контракта.
Автобусы тоже стоят в пробках
Заместитель председателя комитета по транспорту Руслан Тагиев посетовал, что все СМИ говорят лишь о проблемах автомобилистов. Однако общественный транспорт стоит в пробках не меньше личного, а количество застревающих в пробках пассажиров даже выше, чем владельцев авто. В настоящий момент в городе изменена почти сотня автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутов. Нередко направить транспорт в объезд просто некуда. Однако препятствовать выполнению адресной программы ремонта дорог не очень-то получается. Ведь государственный контракт подписывается с другим комитетом, а поэтому диктовать свои условия комитет по транспорту не может.
Проблему пробок решит компьютер. Новый и дорогой
По мнению главы ГУ ДОДД Сергея Баранова, в городе очень интенсивное движение и без дорожного ремонта. Впрочем, в этом были солидарны все участники брифинга. Решить проблему пробок сможет суперкомпьютер, который, как уже писала «Фонтанка», будет работать в ДОДД и управлять светофорами в городе. Множество датчиков позволит оперативно решать проблемы с дорожным движением.
Правда, когда речь зашла об электронной системе управления движением, почему-то никто не вспомнил, что такая система в городе вроде бы есть. Промолчал в том числе начальник 3 отдела ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга – Отдела дорожной инспекции и организации движения, и центра телеавтоматического управления движением автотранспорта в Санкт-Петербурге Александр Ионков. Ведь фактически аналогичный центр – Центр телеавтоматического управления движением автотранспорта, хоть и устаревший, находится в его отделе, а руководит им Юрий Осипов. Хотя, по словам Александра Ионкова, основная задача ГИБДД – это безопасность движения. А вот управление движением – это уже не относится к функциям ГИБДД. То есть получается, что и центр есть, и люди там работают, а функций нет?
Возможно, для ГИБДД пробки – это только благо, ведь автомобили стоят, а если и сталкиваются, то тяжёлых ДТП на малой скорости не бывает. Конечно, в наиболее напряжённых местах сотрудники ГИБДД пытаются как-то разрулить заторы. Всё остальное целиком возложено на сознательность автовладельцев, которые плевать хотели на эту сознательность и паркуются под знаками и даже в зоне производства работ.
Получается, что «семь нянек» просто не в силах совладать с теми транспортными потоками, которые бушуют на улицах города. В развитых странах у таких больших городов, как Санкт-Петербург, существует один небольшой, но очень важный орган – департамент трафика. Этот отдел обладает правом оперативного управления дорожным движением, чтобы наиболее полно использовать возможности дорожной сети. Сегодня, фактически, функции подобного отдела разбиты между несколькими структурами, которые никогда не будут иметь прямого согласования, поскольку подведомственны разным комитетам.