За последний год в 3,6 раза увеличилось число жалоб на кредитные организации, поданных в Роспотребнадзор. Только за шесть месяцев этого года чиновники надзорного ведомства провели больше проверок банков, чем за весь прошлый.
Такие показатели были оглашены на заседании коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Почти 300 российских кредитных организаций привлечены к административной ответственности. Большинство постановлений о наложении штрафа (чаще всего в сумме от 10 до 20 тысяч рублей) банки оспаривают в арбитражном суде.
Так, в Санкт-Петербурге в этом году было возбуждено 14 таких дел. Наибольшее число нарушений выявлено в Сбербанке (7 дел), но практически все они идентичны – крупнейшую кредитную организацию России чиновники штрафуют за навязывание заемщикам платы за открытие и ведение ссудного счета (фактически комиссии за выдачу кредита). Высший Арбитражный суд России уже дважды принимал решение о незаконности такого условия, руководство самого Сберегательного банка России в апреле отменило взимание любых комиссий по кредитным продуктам, но юристы Сбера на местах продолжают пытаться доказать обратное.
Другое распространенное нарушение – включение в договоры условия о подсудности: в заключаемых договорах вкладов, кредитов или иных услуг банки указывают, что возможные споры между частным клиентом и кредитной организации должны рассматриваться исключительно в суде по месту нахождения самого банка. Тогда как закон гарантирует всем потребителям право подать иск в суд как по месту нахождения ответчика (банка), так и по месту жительства самого истца (клиента). Только за последний месяц такие нарушения были выявлены сразу в двух расположенных в Санкт-Петербурге кредитных организациях – филиалах Москоммерцбанка и МДМ-банка. Вынесенные Роспотребнадзором постановления о наложении на них административных штрафов уже обжалованы в арбитраже. Хотя аналогичное дело также было рассмотрено Высшим арбитражным судом России, и уже сложилась понятная судебная практика, по мнению представителя филиала Москоммерцбанка Дины Михайловой, установление исключительной подсудности не нарушает закона. Условие о рассмотрении всех споров только в одном суде она объясняет нежеланием юристов кредитной организации ездить в разные районы города.
Некоторые банки предпочитают заплатить незначительный штраф и не подавать в суд, тем самым не предавая информацию о выявленном нарушении огласке. Так поступил, например, АКБ «Банкирский дом», уличенный в навязывании незаконной комиссии за досрочное расторжение договора вклада.
Впрочем, чаще всего клиенты обращаются не в Роспотребнадзор, а сразу в суд: только в 2009 году в судах было рассмотрено 21 000 исков клиентов финансово-кредитных учреждений, 19 тысяч из которых были удовлетворены. В сумме банки обязали выплатить гражданам почти 8 млрд рублей.