Перевозчики, недовольные политикой комитета по транспорту, одержали первую победу в суде. Условия конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в 2011-2015 гг., разработанные комитетом, были 24 августа признаны Горсудом противоречащими действующему законодательству. Впрочем, напрямую это решение не означает автоматической отмены тех итогов первого конкурса, которые были подведены месяц назад.
Главный результат разбирательства в суде - комитет по транспорту был не вправе выставлять в качестве лота на конкурс сразу же группу маршрутов. А именно это и было сделано чиновниками: в 138 лотах, выставленных на конкурс 30 апреля, уместились 592 городских маршрута. Это, в среднем, по 4 на лот (в реальности были лоты и по 2-3 маршрута и по 10-15).
Кроме того, суд счёл, что соревноваться претенденты должны были за все имеющиеся линии. Между тем, для ГУП «Пассажиравтотранс» было сделано исключение - предприятию без конкурса выделили целых 103 маршрута.
Заявителем по делу выступал производственный кооператив «Корма-раф», осуществляющий перевозки пассажиров по маршрутам, не имея договоров с Комтрансом. Эта компания уже давно ведет судебные тяжбы со Смольным. Впрочем, формально решение еще не вступило в силу – у Комитета по транспорту есть право обжаловать его в Верховном суде России и дело может затянуться на долгие месяцы. Все это время конкурсы могут проводиться по прежнему регламенту.
На это обращают внимание и чиновники. «Вопрос об оспаривании результатов конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском городском суде не рассматривался. Там лишь указано на необходимость изменения некоторых формулировок распоряжения комитета. После получения решения суда, комитет примет решение о его оспаривании», - прокомментировали итоги судебного разбирательства в Комитете по транспорту.
В тоже время чиновники очень рискуют: при положительном для «несогласных» компаний решении суда законность всех проведенных в этом году конкурсов окажется по вопросом. Более того: в арбитражных спорах о законности действий Комитета по транспорту, которые уже ведет тот же кооператив «Корма-раф», обстоятельства, установленные вступившим в силу судебным решением по другому делу, не могут пересматриваться. А потому итоги конкурсов, возможно, суды будут отменять почти автоматически.
Впрочем, генеральный директор «Корма-Раф» Александр Масюк в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» пояснил, что самостоятельно оспаривать итоги уже проведённого в июле конкурса его компания не будет. «Пусть это делают те, кто в нём участвуют. Они заплатили залог, втянули сами себя в дело с непонятными перспективами — пусть сами оспаривают, теперь это их проблемы», - заявил он.
Но есть победа и у чиновников - Горсуд признал законным передачу городом права возить пассажиров ГУП «Пассажиравторанс» и «Горэлектротранс». В оспариваемом положении с этими госпредприятиями могли заключаться договора на соответствующие маршруты на период до проведения по ним конкурса. Причем, если по автобусным перевозкам срок «временного» контракта ограничивался годом, то «Горэлектротранс» получал монопольное право на любой установленный самим комитетом период. Суд не нашел в таком порядке ничего противоправного.
В реальности это означает, что те маршруты, обслуживать которые не пожелает никто, могут быть отданы госпредприятию «до проведения конкурса». Если судить по результатам первого конкурса, таковых может быть очень много. Напомним, что в нём приняли участие 19 организаций, которые подали заявки по 39 лотам из 138. 99 лотов так и остались неразыгранными.
Кстати, имя служительницы Фемиды, вынесшей решение не в пользу Смольного, ранее уже упоминалось в прессе по причине принципиальности судьи Татьяны Гунько. В феврале 2003 года она отменила итоги выборов в ЗАКС по 41-му округу, ссылаясь на то, что победитель — председатель Совета директоров Балтонэксимбанка Юрий Рыдник — указывал свою должность в агитационных материалах и следовательно должен был оплачивать её, чего сделано не было
Павел Гинёв, Павел Нетупский