Езда без правил. Дорожная инспекция начала охоту на водителей мопедов и скутеров, которые нарушают правила дорожного движения. Поймать их не так-то просто, пришлось даже устраивать погоню, передают петербургские "Вести".
Площадь Мужества. В водовороте трафика крутятся "бешеные табуретки", как прозвали в народе скутеры и мопеды. Номеров у них нет – ушел от полосатого жезла, скрылся во дворе и поминай как звали. Прямо сейчас у съемочной группы на глазах такой трюк пытается выполнить убеленный сединами водитель. На дороге чуть ли не потасовка. Он уходит. Инспекторы устраивают погоню и настигают лихача на следующем перекрестке.
Сергею Бурову сорок семь. Он едет домой после работы. Шлема нет принципиально. Его диалог с тележурналистом:
– А чего? Мозги что ли чтобы были в кучке? (Смеется)
– Так они могут на асфальте тогда остаться, мозги-то...
– Пусть лучше так останутся.
– А как же тот водитель, которого вы можете подрезать или попасть под него?
– Не-е-е. Я соблюдаю.
За этот год только в Калининском районе 22 аварии с участием скутеров. Двое погибли, четырнадцать человек ранены. В большинстве случаев виноваты водитель двухколесников, чаще всего, молодежь до 20 лет.
Сергей, автомобилист: "Они очень мешают движению, так как они постоянно лезут во все маленькие промежутки, создают аварийную обстановку на дороге."
Водить мопед можно уже с 16 лет. И в отличие от более мощных мотоциклов здесь не нужно получать права. Купил в магазине по сравнительно доступной цене, сел и погнал.
Сергей Минеев, водитель мотоцикла: "Мое мнение, они однозначно должны проходить подготовку. То есть с выдачей удостоверения категории "А", либо какой-то подкатегории. Потому что они же движутся в транспортном потоке. Чем они отличаются от остальных участников дорожного движения?"
Эту идею уже озвучил главный госавтоинспектор России Виктор Кирьянов. Его поддерживают все, кто в Петербурге вышел в рейд против скутеров.
Олег Опанасенко, старший инспектор по пропаганде Петроградского ОГИБДД: "Водители, которые управляют скутерами, они не знают просто правил дорожного движения. Они не знают, где одностороннее движение, где можно поворачивать, где нельзя. И это все приводит к дорожно-транспортным происшествиям."
С проспекта Добролюбова на Тучков мост лихо заворачивает парочка – оба без шлемов. Михаилу Дешевицину семнадцать. Он подвозил подругу, хотя пассажиров возить на таком транспорте запрещено. Из документов только студенческий. Еще одно нарушение – водитель должен подтвердить, что он владелец скутера.
– Мотороллер забираем.
– Почему?
– Потому что нет документов, Михаил Владимирович.
– Простите, пожалуйста!
– "Простите" – это будем в школе говорить...
Михаил уверяет – шлем украли, а документы у родителей. Они сейчас в Приморске, про отсутствие шлема, кстати, еще не в курсе.
Михаил Дешевицин, водитель скутера: "Я знаю, что мне надо ехать не больше 2 метров от тротуара. Ну, на красный свет, естественно, надо стоять, на зеленый ехать. Знаки знаю – где кирпич, где все. У меня дед недавно на права сдавал, я с ним учил."
Скутер Михаил заберет теперь со штрафстоянки. Все, чем приходится довольствоваться инспектору, это обещанием студента, что он больше так не будет. По действующему закону водители ни мопедов, ни скутеров не несут практически никакой ответственности. ОСАГО у них нет, и максимум, что им грозит за нарушение правил, даже если это привело к серьезной аварии, это только административный штраф в 200 рублей. Получается, что автомобилисты несут двойную ответственность – за себя и за "того парня".
Выходит, водитель скутера – как пешеход. Задержать его можно только в одном случае.
Иван Чепелкин, и.о. заместителя начальника Калининского ОГИБДД: "Если у водителя мопеда нет документов, значит он должен быть доставлен в территориальный отдел милиции для установления личности. И дальше составление административного протокола."
Конечно, нарушения – это общий диагноз на дороге. За автомобилистами куда болше грехов. Но в отличие от них, водитель скутера уязвим. Для него может закончиться реанимацией столкновение, при котором на бампере останется только царапина.
Самыми дисциплинированными по итогам рейда стали водители скутеров, которые при этом еще и автомобилисты, с правами. Они пересели с одного кресла на другое по простой причине – пробки.
Арман Мнацканов, водитель мотороллера: "В пятницу мой путь с Петроградской в центр города занимает 10-15 минут. Если бы я на машине был, это невозможно, это минут 40-50-час. Мопед сильно облегчает жизнь."
Может быть, изначально в своде правил о мопедах написали так же мало как о прицепах, потому что раньше не было такого спроса. В это лето его сформировала и сама погода.
Пока закон изменят и потребуют от всех участников дорожного движения сдавать на права, эксперты предлагают как полумеру хотя бы поднять планку с какого возраста можно водить. Не с 16, а, к примеру, с 21 года. Но как показал случай с Сергеем Буровым, не всегда это панацея. Свой мопед он покатил до дома, вышагивая рядом.По крайней мере, пока не скрылся из вида...