Уже второй год ГУ ФСИН по Петербургу и Ленобласти проводит не совсем обычный конкурс по журналистике «Зона журналиста». Участники события — вовсе не акулы пера, а заключенные. Цель акции — раскрыть творческий потенциал попавших за решетку людей и помочь реализоваться в возможной профессии — журналистике. Своими впечатлениями от увиденного с «Фонтанкой» поделился член союза журналистов Валентин Сидорин, входящий в жюри конкурса.
«Сегодня было подведение итогов того, что мы видели. И, действительно, посмотреть было на что. Результаты мы оглашали на территории колонии №7, потому что это самое открытое в информационном плане исправительное учреждение. У колонии есть своя телестудия, где они снимают сюжеты о внутренней жизни заключенных. Кстати, именно их работа стала победителем в номинации «Телесюжет». И отдали мы им победу не потому, что боялись в противном случае просто не выйти на свободу, а совершенно заслуженно.
Вообще-то, судить было трудно — все материалы заслуживают внимания и уважения. Я ставил всем пятерки. Очень сложно сделать хороший репортаж, когда ты ограничен и скован во всем. В финале было представлено три видеоработы и шесть печатных очерков. Сюжет колонии №7 стал победителем, потому что даже чисто в техническом плане он очень динамично и интересно снят. Плюс поражает глубина подачи и раскрытия темы. В кадре двое мужчин, беседующих между собой. Они рассказывают друг другу о своем пути к неволе. Один из них попал за решетку из-за истории, в которой были замешаны очень большие деньги. Второй взял на себя вину своего друга, у которого была беременная жена. В итоге он потерял и друга (тот даже ни разу не пришел на суд), и свободу. Эта история лишена сентиментальной слезливости, это просто откровенный рассказ о человеческой жизни и трагедии.
В номинации письменных работ в финал вышли очерки двух женщин (они, кстати, и заняли первое и второе место) и четырех мужчин. Очерк, выигравший конкурс, повествует о человеке, который сначала опустился, а потом поднялся, смог осмыслить себя и свою жизнь, двигаться вперед. Это не придуманные истории, которых не хватает журналистике. Самое главное, что я за всеми этими историями увидел человека, автора, честного и открытого. Это то, чему не учат на факультетах журналистики. Это либо есть, либо нет. У этих заключенных есть чувство текста.
Вообще, если говорить о конкурсе с точки зрения глубины отрасли, осужденные вполне могли бы стать настоящими журналистами. И ФСИН старается им в этом помочь, не потеряться после освобождения, обрести себя в возможной профессии. Сейчас они пытаются помочь колонии №7 реализовать амбициозный план организации работы своего журфака. Ведь оценить уровень журналистики в нашей стране сейчас сложно, она неоднородна, не всегда качественна. А заключенные действительно все пропускают через себя. Очень возможно, что стоит задействовать их в работе. И еще, вероятно, что кто-то впоследствии станет великим и глубоким писателем. И в литературе есть масса тому примеров. Достоевский - самый яркий из них. Одним словом, нам было приятно встретить в таком неожиданном месте таких талантливых людей».