Ремонтировать служебные машины и перевозить чиновников Смольного и депутатов ЗакСа отныне официально смогут частные фирмы и даже граждане. Городские власти под давлением ФАС решили ограничить исключительное право на эту сферу ГУАТП "Смольнинское". В администрации губернатора уверяют: корректировки чисто технические, а в некоторых дилерских центрах уже полагают, что у ряда таких организаций и частников шансы как всегда окажутся "равнее".
Раньше (согласно постановлению городского правительства от 2008 года) договоры на транспортное обслуживание служебных машин надлежало заключать с ГУАТП "Смольнинское", в то время как "самостоятельное приобретение служебного автотранспорта исключалось". Кроме того, постановление было направлено на постепенный переход на исключительное обслуживание ГУПом, и предписывало уже с 1 января 2011 года "не заключать и не продлевать действие договоров аренды транспортных средств либо иных договоров с организациями, осуществляющими транспортное обслуживание гражданских лиц», - ни с кем, кроме «Смольнинского».
Но, как стало известно "Фонтанке", с таким положением вещей не согласилась ФАС, которая узрела нарушение антимонопольного законодательства и даже направила соответствующее письмо в администрацию. После чего постановление было решено переработать.
Согласно новому документу, утвержденному 28 июля 2010 года, "транспортное обслуживание гражданских служащих осуществляется юридическими и физическими лицами, определяемыми исполнительными органами государственной власти", а пункт об обязательности договоров с ГУАТП "Смольнинское" исключается.
Как заверяют в Смольном, данные изменения носят исключительно технический характер и лишь приводят постановление в соответствие с действующим законодательством, согласно которому в документе не может быть прописан единственный поставщик услуг. А фактически закрепляют и существующее положение вещей, при котором у некоторых ведомств транспортным обслуживанием уже занимаются другие структуры, а не экс-монополист. Такое, например, уже есть у комитета финансов.
В кулуарах Смольного, впрочем, намекают и на то, что какие бы изменения в постановления ни принимались, ГУАТП в любом случае остается крупнейшим и практически единственным предприятием, которое способно поставлять такие услуги. Как минимум потому, что в городском законе о ГУПах в специальном пункте прописано, что осуществлять ряд услуг, в том числе и транспортное обслуживание чиновников, могут ГУПы или ГУ, в уставной деятельности которых прописана соответствующая работа.
Большинство автодилеров, занимающихся в том числе ремонтом автомобилей, в беседе с корреспондентом "Фонтанки" честно признались, что о новом постановлении правительства слышат в первый раз, а потому "комментировать ничего не могут". Так, например, произошло с "Автоцентром Невским", который уже выиграл конкурс на поставку для чиновников 44 Toyоta Camry за 49,9 миллиона рублей.
Начальник отдела продаж ЗАО "Аксель Моторс" ( официальный дилер BMW) Александр Крючков заявил о том, что его компания готова взять на себя транспортное обслуживание машин депутатов и чиновников.
"У нас есть богатый опыт обслуживания машин для больших компаний, государственных корпораций. Мы знаем, что это сложно, и зачастую к поставщикам таких услуг предъявляются жесткие требования (например, прописывается требование замены автомобиля в случае необходимости), но мы полностью готовы к таким предложениям.",- сказал он, добавив, что вместе с тем, как показывает практика, в большинстве случаев подобные конкурсы выигрывают участники рынка, уже надежно зарекомендовавшие себя, и с которыми осуществляется постоянное сотрудничество.
Директор по производству "Ниссан мануфекчюринг Рус" Дмитрий Михайлов сообщил "Фонтанке" о том, что его компании в принципе все равно с кем сотрудничать в этом вопросе, любому заказчику "Ниссан" готов предложить продукцию по максимально выгодной цене.
А вот в ряде дилерских и ремонтных центров на условиях анонимности честно признали, что попытки Смольного сделать сферу конкурентной - это фикция, и даже если некоторых участников рынка и допустят до оказания транспортных услуг, что крайне сомнительно, то, скорее всего, речь пойдет о конкретных фирмах.
Напомним, в этом году для нужд "Смольнинского" два раза объявлялся конкурс на закупку автомобилей. Средства строчкой в бюджете выделялись ГУПу, а тот уже, в свою очередь, объявлял конкурс на закупку.
Так, в мае 2010 для чиновников решили закупить 44 Toyоta Camry за 49,9 миллиона рублей. Поставщиком в итоге и стала уже упомянутая компания "Автоцентр Невский". После чего в ЗакСе разразился даже громкий скандал: эсеры написали запрос губернатору, в котором интересовались обстоятельствами проведения конкурса, а также предлагали для возмещения расходов подержанные автомобили продавать с аукциона, а также беспокоились - почему при закупке машин не учитываются экономические характеристики потребления топлива. Ответ губернатора был оперативен: проведение открытых аукционов по продаже списываемых автомобилей представляется целесообразным, в то время как автомобили с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил "закупаются для обеспечения транспортного обслуживания делегаций, посещающих Петербург, которым по условиям их приема и организации пребывания необходимо предоставление автотранспорта данного класса".
Спикер горпарламента Вадим Тюльпанов, впрочем, еще в день скандала «успокоил» коллег, заверив, что "в следующем году машины приобретут и для депутатов". Год ждать не пришлось - конкурс на машины для народных избранников объявили уже в июне.
По личному распоряжению нового главы администрации губернатора Михаила Осеевского для депутатов планировалось приобрести 50 машин общей стоимостью 65 миллионов рублей - по 1,3 миллиона за штуку. Но, как и в случае с закупкой машин для чиновников, по стечению обстоятельств условия конкурса были сформулированы так, что под мощностные характеристики и габариты подходила бы только Toyota Camry.
Светлана Коваленко, Александра Медведева,
Фонтанка.ру