Слухам и противоречивым заявлениям о судьбе транспортного налога пришел конец. Сегодня Дмитрий Медведев одобрил предложение правительства по увеличению акцизов на бензин в течение 3-х лет на 3 рубля (по рублю с литра в год в течение 2011-2013 гг.) и как следствие этого сокращение базовой ставки транспортного налога с 2011 года в два раза.
Заменить транспортный налог налогом на реализацию горюче-смазочных материалов впервые предложила группа депутатов Волгоградской области еще в апреле 2009 года. По их мнению, уплачивать налог в зависимости от цены горючего, которое тратится во время поездок, логичней, чем платить за мощность двигателя автомобиля. Ведь автовладельцы, чьи машины месяцами простаивают без движения в гараже, находятся в невыгодном положении. Однако предложение волгоградских коллег не нашло отклика ни в правительстве, ни в у законотворцев Мосгордумы, которые взялись подготовить отзыв на это предложение. Несколько позже с такой же инициативой выступила и ЛДПР, но предложение снова было отвергнуто вышестоящими.
Продолжение налогово-транспортная история получила в мае этого года, когда вице-премьер РФ Сергей Иванов во всеуслышанье заявил о возможной отмене транспортного налога. Долгожданная всеми автомобилистами инициатива представлялась разумной и логичной: «Объемы расходов автовладельцев на содержание автомобиля будут определяться, в первую очередь количеством потребляемого топлива». Компенсировать потери бюджета предполагалось за счет увеличения акцизов на нефтепродукты и создания дорожных фондов «что является мировой практикой». Но видимо эта инициатива не была до конца согласована, и из уст других высокопоставленных чиновников зазвучали мнения о нецелесообразности этого шага.
Последнее слово, как это обычно бывает в спорах на высшем уровне, оставалось за президентом. И вот, свершилось. 27 июля Дмитрий Медведев принципиально одобрил предложение правительства по снижению базовой ставки транспортного налога в 2 раза и увеличению акцизов на бензин по рублю с литра в год в течение 2011-2013 гг. Не совсем то, что ожидали автовладельцы, но предварительная ясность внесена. Предварительная потому, что Алексей Кудрин уточняет: «Пока мы в рамках согласования позиций, но есть решение президента, позиция правительства». Окончательно же, что нас ждет, выяснится к концу года после утверждения законопроекта о снижении транспортного налога кабинетом министров (в ближайшие два месяца), внесением на рассмотрение в Госдуму (в сентябре) и принятием закона во всех чтениях.
Правда то, что налог на транспортные средства снизится в Петербурге именно в 2 раза еще не факт. Министр финансов РФ Алексей Кудрин уточняет: «На федеральном уровне мы пойдем на снижение базовой ставки в два раза, и от нее субъекты смогут более гибко определять ставку».
Применительно к действующему сейчас налогу на транспортные средства фраза «более гибко» означает следующее. В ст.361 Налогового кодекса налоговые ставки на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) установлены следующие:
• до 100 л.с. включительно – 5 руб.,
• свыше 100 л.с. до 150 л.с. – 7 руб.,
• свыше 150 л.с. до 200 л.с. – 10 руб.,
• свыше 200 л.с. до 250 л.с. – 15 руб.,
• а свыше 250 л.с. – 30 руб.,
Но есть дописка: «налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз».
Петербургские законодатели проявили гибкость и увеличили базовую ставку не в 10, а только в 5 раз. Согласно Закону Санкт-Петербурга о транспортном налоге, ставки установлены:
• до 100 л.с. включительно – 24 руб.,
• свыше 100 л.с. до 150 л.с. – 35 руб.,
• свыше 150 л.с. до 200 л.с. – 50 руб.,
• свыше 200 л.с. до 250 л.с. – 75 руб.,
• а свыше 250 л.с. – 150 руб.
Как поясняет эксперт «Водителя Петербурга» по налогам и сборам Надежда Кузнецова, изменение базовой федеральной ставки налога – обычное дело. Правда, бывает, что в Петербурге налоговая ставка ниже, чем установленная в целом по стране. Например, при расчете единого налога на вмененный доход при оказании автотранспортных услуг федеральные законодатели рекомендуют считать базовую доходность 1 пасажироместа в 1500 руб., а в Петербурге действует коэффициент 0,25. То-есть в 4 раза ниже. А вот транспортный налог в нашем городе давно уже один из самых высоких в стране.
Как изменится в связи в увеличением акциза стоимость топлива на заправках «Водителю Петербурга» выяснить не удалось. Руководители топливных компаний комментировать этот вопрос отказались, ссылаясь на запрет антимонопольной службы. В пресс-службе УФАС по Санкт-Петербургу нам пояснили, что в мае 2009 года на международном семинаре по борьбе с картелями глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ценовые прогнозы из уст чиновников и топ-менеджеров недопустимы. «Прогнозируя рост или падение цен, официальные лица оказывают давление на рынок и за такие нужно сначала штрафовать, а за повторное нарушение – дисквалифицировать на срок до трех лет.» – пояснил чиновник.
Единственный, кто согласился прокомментировать складывающуюся ситуацию, оказался коммерческий директор ООО «Несте Санкт-Петербург» Рингаутас Стейкунас: «Да, повышение акцизов несомненно скажется на цене топлива на АЗС, но как – сейчас никто сказать не может. Размер акциза не единственный фактор влияющий на цену. Помимо него имеет значение общая ситуация на рынке, закупочные цены и еще масса факторов, которые к началу 2011 года поменяются еще не раз».
Транспортный налог уменьшат. Может быть
ПО ТЕМЕ