Аномально жаркая погода в Петербурге повлияла на работу городского хозяйства — не выдерживает оборудование на электроподстанциях, плавится асфальт, а накануне парализовало движение трамваев на Лиговском проспекте. Они попросту «завязли» в расплавленной резино-битумной мастике. Почему это происходит, разбиралась «Фонтанка».
Аномально жаркая погода, установившаяся в Петербурге, повлияла на работу городского хозяйства — не выдерживает оборудование на электроподстанциях, плавится асфальт, а накануне было парализовано движение трамваев на Лиговском проспекте. Они попросту «завязли» в расплавленной резино-битумной мастике. Почему это происходит, и где еще таится опасность для общественного транспорта, разбиралась «Фонтанка».
Трамваи на Лиговке встали около 16 часов 14 июля. На выручку пришла аварийная служба ГУП «Горэлектротранс», которая перебросила на проспект несколько тягачей, чтобы вытащить вагоны из скользкого плена. Утром на Лиговский проспект попробовали вывести рельсошлифовальный вагон, но, как и следовало ожидать, он намотал мастику на колёса и шлифующие элементы, а потом банально застрял. В 12 часов было принято решение начать посыпать мастику песком, чтобы уменьшить её липкость и облегчить сбор с дорожного покрытия и рельсов. Но возобновить движение не удалось даже к середине следующего дня. По словам водителей трамваев, подобные трудности они испытывают не только на Лиговском проспекте и не только в жару. Проблемы с мастикой начинаются, как только столбик термометра преодолевает отметку 18-20 градусов. В результате повсеместного применения вещества в ходе капремонтов сегодня в городе «испачкана» почти половина трамвайных путей.
Как заявили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры, мастику применяют согласно технологии и ГОСТу. Она предотвращает попадание воды и последующее её замерзание между рельсом и асфальтом. Раньше в результате образования ледяной корки происходило выпячивание асфальтового покрытия. Однако, как показала практика, и сама мастика выпячивается на рельсы.
Вещество размазывается по рельсовой поверхности, что приводит к образованию изоляции. В результате из-за электроперегрузок у трамвайных вагонов начинает выбивать защитные автоматы. Кроме того, мастика служит великолепным смазочным материалом. Трамвайные пути, как в анекдоте, оказываются будто смазанными салом. Вагоны не могут не только остановиться, но и тронуться с места.
Как рассказал один из специалистов КРТИ, подобная проблема наблюдалась в Петербурге ещё в 2003 году – после массовых ремонтов трамвайных путей в центре. На тот момент это был первый опыт использования мастики. Прежде при ремонте путей использовалась специальная резиновая прокладка. Однако она стоит значительно дороже, чем резино-битумная мастика, да и монтировать её можно только при строительстве линии или полной реконструкции. Кроме того, по словам специалиста, резина стоит гораздо хуже, и в районе рельса наблюдается разрушение дорожного покрытия. Но, скорее всего, решающим фактором стала все-таки экономия.
Полив дороги водой, практиковавшийся в Ленинграде, по мнению дорожного специалиста, не дает желаемого результата. Сейчас, по данным пресс-службы КРТИ, основные магистрали каждые 2-3 часа обрабатывают 250 поливальных машин, а на второстепенных они появляются каждые 4 часа. Вот только обилие песка и грязи заставляет сомневаться в регулярности такой обработки на Лиговском проспекте именно выделенной полосы. Ведь на Лиговке «наросты» мастики достигли 5 и более сантиметров (и в том есть и заслуга воздействия на асфальт шин другого транспорта).
На иных магистралях, например, на Бухарестской улице, выпячивание мастики происходит в меньших масштабах. Там пути поливает уже само СПб ГУП «Горэлектротранс» из своих поливомоечных вагонов. Однако на все пути их «поливалок» просто не хватает. На данный момент в городе несколько десятков адресов, где рельсы стали чёрными от грязи: Лесной проспект, проспект Обуховской Обороны в районе Куракиной дачи, Бухарестская улица, проспект Науки, Политехническая улица и многие другие.
В КРТИ не намерены уходить от использования мастики при ремонте трамвайных путей и надеются побороть проблему ужесточением входного контроля качества. Дело в том, что при проверках уже выявлялись случаи несоответствия мастики марки «Ижора» нашего петербургского производителя «Растро» заявленным требованиям. На сайте производителя указано, что температура размягчения мастики марки МБР-Г90 – 95 градусов по Цельсию. И действительно, согласно ГОСТ 15836 «Мастика битумно-резиновая изоляционная. Технические условия» марки 90 должна размягчаться именно при такой температуре. Однако на мастике стоит не ГОСТ, а ТУ. А само соответствие ГОСТу указано лишь в разделе «Преимущества мастики». Впрочем, не стоит забывать и том, в каких условиях реконструировался Лиговский проспект. Возможно, что где-то ради скорости были допущены некоторые отступления от нормативов.
На сегодняшний день закрыто движение по трём трамвайным маршрутам: №№ 16, 25 и 49. Все они идут по изменённым трассам, где пока ещё можно проехать. Как сообщили в пресс-службе комитета по транспорту, была усилена работа двух автобусных маршрутов №3 и №74, которые проходят по Лиговскому проспекту и обслуживаются ГУП «Пассажиравтотранс».
Также в пресс-службе СПб ГУП «Горэлектротранс» сообщили, что в причинах произошедшего разберётся специальная комиссия, в которую войдут специалисты от нескольких ведомств. Оценить ущерб пока очень сложно, поскольку неизвестно, сколько средств потребуется на устранение проблемы. Ещё сложнее подсчитать ущерб, который был причинён горожанам, которые в эти жаркие дни вынуждены тратить на дорогу ещё больше времени.
Владимир Фёдоров, «Фонтанка.ру»