Таможенный кодекс Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии вступает в силу с 1 июля. Он предусматривает новые правила ввоза-вывоза ряда товаров, которые несомненно порадуют шопоголиков и обмельчавших челночников. А вот автолюбителей ждет разочарование - ввоз автомобилей физлицами на территорию ТС пока будет регулироваться национальными законодательствами стран-участниц.
Как сообщает "Фонтанка", договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза был подписан представителями трех стран в Душанбе 6 октября 2007 года. Ряд важных международных соглашений по ТС был подписан в ноябре 2009 года Дмитрием Медведевым, Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым в Минске. С этого момента работа по созданию единого таможенного пространства активизировалась, хотя и имелись некоторые разногласия с Белоруссией. Россия от создания структуры рассчитывает получать прибыль в 400 миллиардов долларов, а Белоруссия и Казахстан — по 16 миллиардов долларов. Со временем к Таможенному союзу должны присоединиться Киргизия и Таджикистан.
Для простых смертных образование такого альянса обернулось послаблением ряда правил прохождения границ. Так, например, были повышены нормы беспошлинного ввоза товаров в Россию физлицами. При этом процедура личного досмотра граждан на таможне с 1 июля 2010 года останется прежней. Равно как и порядок ввоза лекарств и культурных ценностей. Что касается ввоза-вывоза физлицами наличных денежных средств, чеков, ценных бумаг и прочих финансовых инструментов, то этот вопрос прорабатывается.
До 1 июля 2010 года россияне могли беспошлинно ввезти в страну не более 35 кг багажа, что удручало любителей шопинга и челночников, заставляя их идти на различные ухищрения, чтобы провезти бесплатно больше, чем можно — многих из нас не раз заставал врасплох вопрос «а вы сумочку не поможете переправить через границу?».
Теперь норма увеличена до пятидесяти килограммов. Меняется и ценовая политика. Раньше можно было беспошлинно ввозить багаж стоимостью не более 65 тысяч рублей, теперь - до полутора тысяч евро. За излишки придется заплатить 30% от стоимости товара, но не менее четырех евро за килограмм.
Отменена зависимость между количеством выездов-въездов и уплатой пошлин. До сих пор россияне при въезде в страну могли воспользоваться льготой только раз в месяц. Теперь — при любом пересечении границы (Таможенного союза, конечно). Говорят, что это — своеобразный реверанс в сторону Казахстана, где еще сильно развита челночная торговля.
Изменяются и «алкогольные правила». Совершеннолетний россиянин может ввезти беспошлинно не более 3-х литров алкогольных напитков и пива (сейчас 2 литра). В случае превышения лимита (от 3 до 5 литров включительно) таможенные пошлины взимаются по единой ставке 10 евро за 1 литр. По табаку и табачным изделиям устанавливается норма в 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов.
Рыбу и морепродукты, за исключением лангустов, омаров и креветок, на территорию Таможенного союза провозить можно, но не более 5 килограммов, черную икру — до 250 граммов. Топливо для заправки в отдельном баке - не больше 10 литров.
Также при ввозе на территорию ТС от уплаты таможенных платежей освобождаются товары для личного пользования, полученные физлицом в наследство за пределами таможенной территории союза, признанные наследуемым имуществом. Но наследник должен быть готов предоставить в доказательство все необходимые документы.
Декларировать товары для личного пользования придется по-новому — только в письменном виде. А в декларации указывать только товары, которые перечисляются в Таможенном кодексе Таможенного союза.
Еще одно новшество касается группы товаров, которые по кодексу Таможенного союза нельзя считать товарами для личного пользования - они будут облагаться пошлинами как коммерческие товары. Это, прежде всего, драгметаллы и камни стоимостью более 25 тысяч долларов, котлы центрального отопления, сельхозтехника, солярии для загара, фотолаборатории, игровые автоматы, медтехника.
Большие надежды на существование альянса возлагали автолюбители. Но государствам так и не удалось договориться о единых правилах ввоза автомобилей на территорию ТС. Он по-прежнему будет регулироваться национальными законодательствами стран-участниц.
Пока таможенный кодекс Таможенного союза не устанавливает единые ставки пошлин на легковые автомобили для физических лиц. Этот вопрос должен регулироваться отдельным межправительственным соглашением, но оно не подписано. Ожидается, что переходный период продлится до 2013 года.
А вот владельцам других транспортных средств — катеров, яхт, вертолетов-самолетов — повезло больше. Они будут облагаться гораздо меньшими пошлинами, чем сейчас. И оформлять их ввоз можно будет в упрощенном порядке.
По данным «Фонтанки», начало деятельности Таможенного союза уже отразилось на работе постов СЗТУ. В частности, как рассказали источники издания, на Балтийской таможне инспекторы остались без печатей на выпуск грузов — таможенников будут учить работать по-новому. Уже с завтрашнего дня оформление грузов должно осуществляться в рамках трехсторонних договоренностей. Осваивать нововведения планируется в процессе работы — в связи с чем представители бизнеса несколько опасаются увеличения сроков оформления товаров. На таможне же заявляют, что никаких проволочек на пунктах нет, и все процедуры происходят в штатном режиме.
Таможенный союз: Все для шопоголиков, ничего - для автомобилистов
ПО ТЕМЕ