Комитет по законодательству ЗакСа рекомендовал депутатам принять в первом чтении поправки к законопроекту "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования", передает корреспондент "Фонтанки". Если эти поправки будут приняты, то коммерческие перевозчики будут обязаны перевозить пассажиров по проездным документам многоразового пользования - в том числе льготников. Кроме того, город получит право устанавливать единый тариф на всех маршрутах регулярных перевозок - то есть, и на коммерческих тоже.
Изменения закона потребовались в связи с тем, что прокурор Петербурга опротестовал его и потребовал привести документ в соответствие с федеральным законодательством, в котором прописывается, что органы исполнительной власти субъектов РФ наделены полномочиями по регулированию тарифов на транспортные перевозки для предприятий любых организационно-правовых форм - независимо от форм собственности.
В городском же законе до изменений транспорт был разделен на 2 категории. В отношении первой группы, где осуществляется посадка и высадка пассажиров в установленных ПДД местах, оплата проезда производится по проездным документам многоразового пользования, а тарифы устанавливаются городом. В то же время в отношении второй группы — коммерческих маршруток, которые производят посадку и высадку в любых не запрещенных правилами местах, Смольный тарифы не регулировал.
Теперь же в законопроекте предлагается закрепить, что городские власти имеют право устанавливать единый тариф на всех маршрутах регулярных перевозок, при этом на всех этих маршрутах осуществляется перевозка пассажиров по проездным документам многоразового пользования, в том числе льготников.
В документе также устанавливается, что "перевозчики, осуществляющие на основании договоров перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок получают из бюджета возмещение затрат или недополученных расходов". Раньше на финансовую поддержку могли рассчитывать только те, кто осуществлял "перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах", то есть перевозчики с государственной формой собственности.
Кроме того, отныне Смольный сможет с 1 числа очередного месяца прекращать и сокращать количество перевозок по всем маршрутам регулярных перевозок. Раньше эта норма распространялась только на вышеуказанную первую группу перевозчиков.
Также в законе появляется дополнительная статья об условиях заключения договора с перевозчиками без проведения конкурса. Условия следующие: во-первых, потребность в пассажирских перевозках по маршруту регулярных перевозок, обусловленная обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер; во-вторых, неисполнение перевозчиками услуг по перевозке пассажира и багажа, включая отказ от исполнения договора и (или) его досрочное расторжение, в том числе отказ перевозчика от соответствующего увеличения количества и (или) вместимости транспортных средств на обслуживаемом маршруте при увеличении пассажиропотока; в-третьих, признание конкурса несостоявшимся, и др.
При этом без проведения конкурса договор заключается с перевозчиком на срок до проведения конкурса, но не более чем 12 месяцев.
Против принятия документа с такими формулировками на КПЗ выступил заместитель председателя комитета финансов Сергей Макеев. По мнению ведомства, город должен устанавливать единый тариф для этих двух групп перевозчиков, однако норму о том, что на всех перевозчиков распространяется обязанность обслуживать пассажиров с карточками и льготников необходимо доработать. При той же формулировке, которая сейчас есть, это приведет к тому, что городу придется перечислять дополнительные средства перевозчикам.
"Субсидии со следующего года и так будут увеличены на 60%, а с такой формулировкой нам потребуется еще около 6-7 млрд рублей дополнительно на выплаты", - отметил Макеев и добавил, что еще одним вариантом при сохранении формулировки может стать увеличение тарифа с 19 рублей до 24-25 рублей.
Однако депутаты посчитали возможным принять документ в первом чтении и доработать его в виде поправок ко второму чтению. ЗакС рассмотрит поправки к закону в первом чтении на следующем заседании 16 июня.