К концу этой недели закончатся деньги резервного фонда Российского союза автостраховщиков, однако бояться не стоит. Еще в прошлом году Госдума приняла поправки в закон об ОСАГО, согласно которым при исчерпании резерва гарантий, отвечающего за выплаты по полисами компаний-банкротов и фирм, потерявших лицензию, РСА распакует резерв компенсационных выплат. Ранее этот резерв направлялся только на выплаты, связанные с жизнью и здоровьем, если виновник ДТП скрылся или не был застрахован. Теперь же финансы из него будут компенсировать оплату ремонта машин после ДТП.
В 2010 году 6 компаний-страховщиков по ОСАГО лишились своей лицензии, еще 17 в 2009 году, а всего с начала 2004 года с рынка ушли 45 компаний. За это время фонды РСА опустели на 6,6 млрд. рублей, причем большая часть выплат приходится на последние полтора года. Только за пять месяцев нынешнего года РСА выплатил 1,965 млрд рублей. Каждую неделю, в среднем, союзом выплачивается по 100-120 млн рублей, а размер средней выплаты составляет 45,5 тысяч рублей.
На фоне этих цифр в пору задаться вопросом, а что же делать обычным автолюбителям, страховая компания которых исчезла? «Все равно обращаться в РСА, а он, в свою очередь, должен искать деньги там, где хочет, – рассказал Александр Исаев, страховой брокер, генеральный директор компании «Бюро страхового сервиса». – Если у них маленькие фонды, то пускай страховые компании больше отчисляют РСА. Самое главное, что ни ОСАГО, ни РСА гражданский Кодекс не отменяют, а лишь заставляют его работать быстрее. Если мы обязаны покупать ОСАГО, то мы будем его покупать, но если эта схема не работает, то придется обращаться в суд и требовать возмещение ущерба от виновника ДТП».
Итак, как же выбрать надежную страховую компанию, которая не обанкротится через некоторое время. «Вот признаки, которые использую я: компания должны быть на слуху, среди ее учредителей должен быть иностранный капитал, или очень крупные российские капиталы, или же в страховой компании должно быть участие государства.» – рассказал Александр Исаев.
О размере уставного капитала страховой компании можно узнать на сайте Федеральной службы страхового надзора в разделе реестры.
В принципе, напороться на недобросовестные или мертворожденные компании уже довольно сложно. «На сегодняшний день на рынке остались самые надежные компании, имевшие запас прочности во время кризиса. К тому же, одной из причин банкротства является тот факт, что многие страховщики не предполагали долгую жизнь. В скором времени должны вступить в силу поправки в закон о банкротстве, который остановит создание финансовых пирамид, коими были многие из ушедших с рынка страховщиков. – рассказал Дмитрий Бумагин, Генеральный директор автомобильной экспертной независимой компании АЭНКОМ. – Плюс к этому, РСА ввело квоты на выдачу страховых полисов ОСАГО, чтобы в случае банкротства компании у нее не могло остаться большого количества невыданных полисов, которые в дальнейшем могут пойти в продажу. Ведь потребитель не может сам разобраться, действует ли полис или нет.»
Таким образом простым автовладельцам не стоит волноваться – все существующие полисы будут оплачены в любом случае. А вот дальнейший выбор страховой компании должен быть сделан исходя из учредителей и капитала, за ними стоящего, а не из-за красивого лейбла.