03.06.2010 00:33
0

Кладбищенская перспектива

Автомобильные пробки в городе создаются из-за того, что территория бывшего Митрофаньевского кладбища недоступна для проезда транспорта. Зато после того, как будет реализован проект «Измайловская перспектива», улично-дорожная сеть получит развитие, и обстановка на дорогах сразу улучшится. Жильцов района подобные соображения проектировщиков не впечатлили. Представленный им проект они объявили "аморальным" и "противозаконным".

Автомобильные пробки в городе создаются из-за того, что территория бывшего Митрофаньевского кладбища недоступна для проезда транспорта. Зато после того, как будет реализован проект «Измайловская перспектива», улично-дорожная сеть получит развитие, и обстановка на дорогах сразу улучшится. Жильцов района подобные соображения проектировщиков не впечатлили. Представленный им проект они объявили "аморальным" и "противозаконным".

От общественных слушаний, тема которых была заявлена как «изменение в проекте», ждали многого. Проект планировки территории, подразумевающий, что вдоль Московского проспекта возведут 5,8 миллиона квадратных метров жилой и офисной недвижимости и получившей название «Измайловская перспектива», был разработан еще в 2007 году, и в мае 2008 года его с небольшими поправками одобрил Градостроительный совет Петербурга. С тех пор прошло два года. За это время успело полностью поменяться градостроительное законодательство – были приняты два новых закона, установлены жесткие нормативы застройки, на территории будущей офисно-жилой зоны обнаружили десяток вновь выявленных объектов культурного наследия, и сразу две общественные организации собрали увесистые тома доказательств того, что планируемая застройка нарушает федеральные законы.

Но, как оказалось, ни на замыслах заказчика проекта, ни на работе проектировщиков все перечисленное не сказалось ни в малейшей степени. Заявленные изменения оказались минимальными – школа на 825 мест будет построена не там, где планировалась поначалу, а в соседнем квартале. А на ее прежнем месте появится детский сад. Именно это новшество и предложили обсудить жителям Московского района.

Однако проблемы переноса объекта образования интересовали собравшихся меньше всего. На представлявшую проект Наталью Мачерет, главного градостроителя, обрушился град вопросов, отвечать на которые следовало городской администрации и ОАО «Измайловская перспектива» - заказчику этого проекта. Представители компании на слушаниях присутствовали, но предпочитали отмалчиваться.

Memento mori

Первыми взяли слово общественники с излюбленной ими кладбищенской темой. «Почему по вашему проекту застраивается территории сразу трех кладбищ – Митрофаньевского православного, Митрофаньевского лютеранского и Громовского старообрядческого? – поинтересовались представители «Митрофаньевского союза». – Вы нарушаете федеральный закон №8 «О погребении», который запрещает любое строительство на территориях кладбищ». «Здесь нет кладбища! – возмутилась Мачерет. – Здесь только территория, которая находится в частной собственности и трамвайный парк имени Коняшина, который переносится – для него уже ищут место в южных районах города».

«Как это нет кладбища! – раздался возмущенный голос из зала. – У меня на нем родственники похоронены!» «Ну да, все знают, что кладбище тут есть, но мы разрабатывали проект по тем документам, которые нам предоставили. А ни в одном информационном слое Петербурга никаких данных о погребениях на этих участках не содержится», - с небывалой для государственного служащего прямотой заявила Мачерет. После уточняющих вопросов выяснилось, что проект, предполагающий застройку Митрофаньевского и Громовского кладбищ, согласовали все возможные инстанции – включая Роспотребнадзор.

«Послушайте! - возмутился председатель Громовской старообрядческой общины Илья Ильин. – В феврале 2009 года состоялось выездное заседание, в котором приняли участие мы, представители КГИОП и председатель КГА Юлия Киселева. Нам было сказано – делайте экспертизу, доказывающую наличие погребений, и в этом случае в проект будут внесены изменения. Я потратил многие тысячи общинных денег, заказал обследование. Мы его честно сдали в КГИОП. И в итоге – наша экспертиза никому не нужна. А к госпоже Киселевой я тех пор так и не могу попасть на прием – она не желает с нами общаться».

Старообрядцев поддержали и представители Русской православной церкви. Председатель петербургского отделения «Митрофаньевского союза» Илья Попов напомнил о том, что по зданию КГИОП эксперты ВООПИиК провели полное обследование территории обоих Митрофаньевских кладбищ, и в КГИОП еще в марте этого года представлены данные, неопровержимо доказывающие, что в отведенных под застройку кварталах находится больше трехсот тысяч могил.

Собравшихся попытались успокоить. «Развитие этой территории необходимо для совершенствования улично-дорожной сети, - объяснила Наталья Мачерет. – Сейчас эта зона создает разрыв транспортных коммуникаций. И из-за этого образуются пробки». Она напомнила о том, что пробивка магистралей позади Варшавского вокзала предусматривалась и в Генплане 1985 года. И в Генплане 1966 года. «А Митрофаньевское шоссе предлагали продлевать еще в 1936 году – как раз через ваше кладбище, - завершила она свое выступление. «То есть, воплощаем в жизнь замыслы Сталина?» - немедленно отреагировали представители церкви. «А почему бы заодно и центр города не перенести, как тогда собирались?» - неожиданно поддержали приверженцы атеизма.

Завершило тему выступление Александра Несмеянова, руководителя проекта «Похоронка.ру». «Я консультировался в Москве с лучшим специалистом похоронной отрасли, Александром Прохоровым, - сообщил он. – Так вот, во-первых, если не было эксгумации, то захоронения в любом случае по закону считаются существующими, и ни о каком строительстве на этом месте речи быть не может. А, во-вторых, в декабре 2009 года был принят закон «О геномной экспертизе», и теперь все останки должны быть обязательно идентифицированы, причем при их извлечении категорически не допускаются раскопки экскаватором. А там около четырехсот тысяч захоронений – и что, инвесторы будут всем этим заниматься?».

Привел Несмеянов и расчеты, позволяющие прийти к выводу, что все обещания городских чиновников перезахоронить останки – обыкновенные пустые слова. Стоимость эксгумации и перезахоронения летом составляет 11 тысяч рублей, зимой - 15 тысяч, то есть, только на этом этапе придется вложить 3,5 миллиарда рублей. Да ни один инвестор не пойдет на такие затраты. А, значит, все могилы будут ночью разрушены бульдозерами, а о перезахоронении придется забыть навсегда», - заявил он.

Резали на глазок?

Следующими пошли в атаку представители бизнеса. «Каким образом готовился проект планировки? – поинтересовался собственник одного из земельных участков на территории будущей «Перспективы». – Я не видел ни одного человека, который проводил бы хоть какие-то замеры. По-видимому, все нарисовано на глазок. И в итоге красные линии проходят по моему зданию, отсекая от него часть. Как это может быть?». Представители Громовской общины тут же добавили, что и Громовская старообрядческая церковь, и ворота Громовского кладбища – вновь выявленные объекты культурного наследия – оказались рассечены будущей магистралью.

Зал живо поддержал новый поворот темы. «У меня несколько зданий – от каждого отрезано по кусочку, где тридцать сантиметров, где полметра», - раздалось слева. «У вас хоть кусочки, а у нас целое здание!» - откликнулись справа. «И, главное, землю приватизировать не разрешают, ничего потом не докажешь», - возмутились в середине зала. «А у нас и земля в собственности, но по ней все равно дорога проходит», - меланхолично отозвались из задних рядов.

«Вы в курсе, что дом 118 по Обводному каналу входит в комплекс зданий Варшавского вокзала и считается памятником? – обратился к проектировщику владелец компании ООО «Полимерные технологии». – КГИОП уверяет, что провел экспертизу и снял объект с охраны. Я видел эту экспертизу – пять страниц! И ни одного человека из комитета у нас не было! Мы сейчас заказали альтернативное исследование и будем оспаривать решение КГИОП в суде. Так что вы рано решили наш дом снести!»

Недовольны проектом остались и представители местной власти. Главы муниципальных объединений интересовались, почему в проекте планировки не учтены будущие объекты социальной инфраструктуры. Объяснения проектировщиков, что все школы, детские сады и стадионы появятся при разработке планировки каждого квартала в отдельности, собравшихся не убедили. Начальник отдела строительства администрации Адмиралтейского района зачитал требование главы района Натальи Гордеевой предусмотреть строительство будущего спортивного комплекса южнее Варшавского вокзала – по поручению губернатора, подчеркнул он, и потребовал занести это требование в протокол.

По общему решению собравшихся проект планировки территории, ограниченной Московским проспектом, Обводным каналом, Благодатной улицей и полосой отвода Октябрьской ж/д и предназначенной для проекта «Измайловская перспектива», был признан "аморальным" и "противозаконным". Общественность потребовала полной переделки выполненной работы. «Но по закону власти не обязаны учитывать наше мнение, они обязаны нас только выслушать», - без особой надежды на результат заметил Илья Ильин. «К сожалению, мы опоздали – протестовать против этого строительства надо было еще в 2007 году, когда было принято постановление о проектировании, а теперь мы пытаемся вскочить в ушедший поезд», - добавил он.

Справка:

Впервые идея застроить территорию, расположенную за Обводным каналом, появилась в 1997 году. По словам генерального директора ОАО «Измайловская перспектива» Михаила Генина, ОАО в качестве Агентства по развитию территорий (АРТ) за свой счет провело экологическое обследование всех участков, разработало концепцию и проект планировки. По данным обследования, проведенного АРТ, крупнейшим собственником на территории квартала остается город, которому принадлежит 100 га, под улично-дорожную сеть отведено еще 131 га. В собственности ОАО «РЖД» — 78 га, Минобороны владеет около 45 га, оставшиеся 111 га делят между собой 270 частных собственников.

Однако работы по освоению территории были «заморожены» из-за дефолта и возобновились только в 2003 году. В феврале 2004 года концепцию, разработанную АРТ, обсудили на заседании правительства. В Смольном жестко раскритиковали работу АРТ «Измайловская перспектива», но «дали компании последний шанс» - до конца 2004 года, поручив разработать поэтапный план развития территории, который и был вынесен на рассмотрение в 2005 году. В целесообразности предложений АРТ усомнился председатель КУГИ Игорь Метельский, сразу предупредивший о том, что рекультивация земель потребует очень больших затрат, но его словам особого значения не придали. В 2007 году ОАО «Измайловская перспектива» был разработан и утвержден проект планировки территории (без проекта межевания), в 2008 году — концепция застройки. Правда, первоначально заявленную высоту доминант пришлось существенно понизить - с 250 метров до 150.

К проекту проявляли интерес компании «Адамант» и «Желдорипотека». По замыслам девелоперов, квартал «Измайловская перспектива», должен был стать опорой в развитии территории Обводного канала.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий
Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор