
Пациентка Ленинградской областной клинической больницы отсудила у медицинского учреждения около 250 тысяч рублей за неудачно проведенную пластическую операцию. Кировский суд признал за пострадавшей женщиной право на оплату расходов на восстановление. Еще 100 тысяч рублей руководству стационара придется выложить в качестве штрафа. Однако легче от этого петербурженке вряд ли станет: вместо красивой груди на ее теле красуются рубцы. Подробности выяснил корреспондент «Фонтанки».
В Кировский суд петербурженка Татьяна Петрова (имя изменено — прим. ред.) обратилась после неудачной операции молочных желез, проведенной еще в начале августа 2007 года в Ленинградской областной клинической больнице. Хирургическое вмешательство было необходимо — медики выявили у женщины мастопотоз (опущение молочных желез) II степени. Заболевание проявилось после пластической операции по увеличению груди гелем, произведенной около 10 лет назад.
Желание Татьяны Петровой было простым — петербурженка хотела удалить гель, заменив его имплантами. За операцию взялась сотрудница ЛОКБ Елена Бит-Сава, которая была представлена пациентке как хирург-онколог. Несмотря на то, что по оценке экспертов, подобные вмешательства должны проходить в два этапа, врач пообещала провести обе манипуляции одновременно. В итоге хирургическое вмешательство состоялось, Татьяну Петрову выписали из больницы 10 августа 2007 года. В медицинских документах состояние пациентки оценивалось как удовлетворительное. Несмотря на то, что врачи посчитали возможным отпустить петербурженку домой, она чувствовала себя плохо: беспокоили сильные боли в области груди, рана покраснела, температура поднялась, соответственно ощущались слабость и недомогание.
Все свои жалобы женщина излагала лечащему врачу Бит-Сава, которая каждый раз, по словам Татьяны Петровой, заверяла ее в том, что ухудшение здоровья – нормальное течение послеоперационного периода. И все-таки, 19 октября 2007 года хирург провела повторную операцию, удалив эндопротез слева.
Но буквально через несколько дней Татьяна Петрова, обратившаяся в Мариинскую больницу, была госпитализирована. По оценке хирурга этого медицинского учреждения, у женщины после августовской операции развился гнойный мастит (воспаление молочной железы) после удаления молочных желез и протезирования (установки эндопротезов). В Мариинской больнице петербурженке удалили второй имплант и назначили лечение. Там ей пришлось провести почти месяц.
Выйдя из Мариинской больницы, Татьяна Петрова обратилась к адвокату, подготовила иск к Ленинградской областной клинической больнице и подала его в Кировский суд. В своем заявлении петербурженка просила взыскать с больницы и заплаченные ей деньги, и моральную компенсацию в размере 200 тысяч рублей. По мнению истицы, больница, с которой был заключен договор, оказала ей некачественную услугу: женщина не была проинформирована о возможных последствиях проведенных операций. Из иска следует, что вмешательство привело к существенному ухудшению здоровья Петровой - образовались деформирующие рубцы, которые придется устранять при помощи операций, но надежды на полное восстановление, по оценке специалистов, не слишком велики.
По словам адвоката Петровой Ольги Зиновьевой, операция ее клиентке проводилась на непрофильном отделении, поскольку отделение пластической хирургии в областной больнице отсутствует. Врач Елена Бит-Сава, как следует из документов, закончила Кабардино-Балкарский государственный университет по специальности «лечебное дело», там же прошла клиническую ординатуру по специальности «хирургия». Однако ее право специализироваться по онкологии адвокат Зиновьева ставит под сомнение. Из документов следует, что Елена Бит-Сава должна была проходить ординатуру по онкологии в Научно-исследовательском институте онкологии имени Профессора Петрова, находящемся в Петербурге, одновременно с ординатурой по хирургии. Однако заочное получение врачебной специализации запрещено.
За комментарием «Фонтанка» обратилась к сопредседателю Союза потребителей России Анатолию Голову, который считает, что от оказания некачественной медицинской помощи обезопаситься практически невозможно. «Доказать при помощи экспертизы то, что человеку была продана некачественная вещь гораздо проще. Люди должны понимать, что при обращении за медицинской помощью должен быть грамотно составлен договор с полным описанием и последующей фиксацией в истории болезни всех проведенных процедур. При этом, если врачи письменно предупреждают о побочных эффектах, сделать что-либо будет очень сложно. Все это, кстати, прописано в правилах оказания платных медицинских услуг. Если человек делает операцию или лечит зубы по знакомству, и деньги идут «налево», потом доказать что либо будет практически невозможно», - заявил он.
По словам Анатолия Голова, в прошлом году в Союз потребителей России обратилось лишь несколько десятков петербуржцев, недовольных качеством оказания медицинских услуг. Выигрываются такие дела в 60% случаев, тогда как победы по обычным потребительским делам составляют от 70 до 90%. «Люди не идут в суд из-за мелочи. Как правило, до служителей Фемиды доходят те, кто некачественно вылечил зубы или неудачно сделал операцию, в том числе и пластическую», - отметил сопредседатель Союза. Низкую активность людей в подаче жалоб он связывает с элементарной неграмотностью: «В России необходимо разработать и внедрить отдельный закон «О защите прав пациентов»», - считает эксперт.
Для справки: К сожалению, неудачно проведенные пластические операции могут не только негативно сказаться на здоровье, но и вовсе оказаться смертельными. В СМИ фигурировали несколько таких историй. Именно вмешательству пластического хирурга приписывают раннюю смерть актрисы Натальи Гундаревой. В мае 2005 года никто и предположить не мог, что три часа, проведенные под наркозом, станут для актрисы роковыми и спровоцируют инсульт.
Несколько лет назад после несложной пластической операции, проведенной в Самаре, также в одной из известных клиник, впала в кому вице-мисс России-1999 Екатерина Сумина. Двое врачей ООО «Лазерный центр», которые сделали девушке неудачную операцию, отделались шестью месяцами условно и запретом на медицинскую практику в течение полутора и двух лет.
23 октября 2005 года в Испании во время пластической операции скончалась 59-летняя супруга президента Нигерии Стелла де Обасанджо. Первую даму Нигерии оперировали в частном центре Молдинг Клиник на фешенебельном курорте Марбелья на юге Испании.
Еще раньше, в 1981 году, в Мадриде, также во время пластической операции, скончалась бывшая королева Греции Федерика - мать нынешней королевы Испании Софии.
Алексей Михайлов,
"Фонтанка.ру"