Петербуржцы, накопившие за время кризиса энную сумму на новую или подержанную машину, столкнулись весной 2010 года с неожиданными трудностями. Оказалось, чтобы приобрести авто теперь, как и два года назад - в начале 2008, нужно отстоять очередь. В Москве ситуация на авторынке еще напряженнее. Там местами в очереди на машину уже начали приторговывать.
Официальные дилеры констатируют небывалый рост продаж как новых, так и подержанных автомобилей, который сравним с докризисными показателями. Аналитики связывают это с тремя сложившимися в одном временном отрезке факторами: сезонность (новые авто люди себе, как правило, подыскивают к лету), оживление банковского кредитного предложения (в том числе и снижение процентных ставок) и пресловутая программа поддержки автопрома со стороны государства. Дилеры также замечают, что за время кризиса сформировался так называемый отложенный спрос – люди не спешили решаться на крупные покупки, опасаясь дальнейших экономических трудностей. Сейчас же, на положительном финансовом поле, решили, что можно начать рисковать и вкладывать деньги в личные транспортные средства.
Разумеется, прежде всего очередь сформировалась на самые популярные и при этом недорогие автомобили – до 500-600 тысяч рублей. Будущим автовладельцам их придется ждать от 1,5 до 9 месяцев. Сложнее всего ситуация с автомобилями Renault. На доступные модели этой марки очередь растянулась до конца 2010 года.
Салоны, торгующие в Петербурге машинами Opel и Chevrolet, говорят, что новые Corsa и Cruze нужно заказывать за 2-3 месяца. Новые Ford Focus придется ждать 3-4 месяца. Чуть меньше – 1-2 месяца будут доставлять владельцу Lada Kalina.
Оживился спрос и в более дорогом сегменте. Паркетники Toyota Rav4 и Nissan Qashqai хотя и имеются в наличии, но не во всех комплектациях. Qashqai корреспонденту пообещали подыскать из забронированных, но не выкупленных. И порекомендовали поторопиться, чтобы потом не ждать авто несколько недель, а то и месяцев.
Автомобили элитных марок тоже пользуются повышенным спросом. На некоторые Audi и Mercedes очередь уже составляет от 4 месяцев до полугода. За два месяца придется записываться в лист ожидания на Land Rover Freelander. Как горячие пирожки расходятся новые BMW X1.
Интерес возрос, как отмечают участники рынка, не только на новые, но и на подержанные автомобили. Число обращений в трейд-ин салоны в последние два месяца неуклонно растет. Однако дефицита предложений на этом рынке, в отличие от рынка новых авто, по словам специалистов, ждать не стоит. Владельцы подержанных авто сейчас активно сдают их в салоны, чтобы выручить средства для покупки новых.
Кстати, ситуация на авторынке Петербурга, по сравнению со столицей, выглядит лучше. В Москве, в среднем, очередь на покупку нового авто иностранного производства составляет от полугода до 9 месяцев. Предприимчивые граждане там даже начали торговать местами в очереди. Объявления о продаже права на покупку машины публикуют, как правило, в Интернете. Примечательно, что стоимость “места” иногда составляет 5-10% от стоимости самой машины.
Отметим, что за полтора года кризиса большинство иномарок и даже отечественные авто сильно подорожали. По некоторым автомобилям повышение цены составило 25-35%. Более доступными казались подержанные авто, цена на которые около года оставалась неизменной. Но в последние месяцы из-за роста спроса подорожали и они – в среднем на 10-12%.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"