Сейчас

+15˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+15˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 12

3 м/с, ю-з

762мм

36%

Подробнее

Пробки

1/10

Праворульные машины под угрозой запрета растут в цене

483
ПоделитьсяПоделиться

Баталии вокруг правого руля длятся уже десятилетиями. Иномарки с «неправильным» рулем обвиняют в высокой аварийности, на них повышают пошлины, вводят «возрастной ценз». Но все тщетно. Подержанные японские автомобили не теряют своей популярности — на них приходится 20 процентов автопарка страны. В чем же секрет «япономарок»? Как получилось так, что в стране с правосторонним движением целый регион пересел на автомобили с правым рулем? На эти вопросы «МК» в Питере» отвечает приморский журналист Василий Авченко, который посвятил проблеме правого руля целую книгу с одноименным названием.
Неправый «правый»

Японское качество по цене «Жигулей»

Уже при выходе из здания аэропорта Владивостока понимаешь, что попадаешь в совсем иную «автомобильную реальность» — близлежащая стоянка сплошняком забита праворульными машинами. «Праворукие японки» составляют почти 90 процентов приморского автопарка: на них здесь ездят и чиновники, и гаишники, на них принимают экзамены в автошколах.

- Правый руль распространился от безысходности, в 90-е, когда государство фактически ушло с Дальнего Востока: живите как хотите, заводы стоят, работы нет, - поясняет автор книги «Правый руль» Василий Авченко. - Именно правый руль стал для нас, для жителей страны к востоку от Урала, не просто одним из факторов комфорта, а одним из факторов выживания. Я не преувеличиваю. Нам повезло с соседями, с рыночной конъюнктурой.

- Кстати, о соседях. Рядом ведь не только Япония, но и Корея, Китай, причем в этих странах движение, как и в России, правостороннее. Так почему же именно японские автомобили заполонили российский рынок?

- Все дело в соотношении «цена - качество», - считает Василий. - В Японии благодаря высокой стоимости техосмотра автомобили дешевеют очень быстро. Пятилетнюю или трехлетнюю машину в хорошем состоянии можно купить за 30 процентов стоимости.

- Тем не менее это же подержанные машины?

- Да, но это японские машины, произведенные в Японии и для японцев. И одно это уже гарантия качества, - убежден наш собеседник. - Условно говоря, за 10–15 тысяч долларов можно приобрести современный комфортный автомобиль в полной комплектации, или, как у нас говорят, «в полном фарше» - с кондиционером, датчиками подкачки шин, обвесами и так далее. А что нам предлагают автосалоны? Базовая комплектация стоимостью от 40 тысяч долларов или малобюджетные «Лады» и «Жигули», сравнимые по стоимости, но никак не по качеству. И насчет «подержанных»: «подержанным» автомобиль становится сразу после того, как покидает территорию автосалона.

«Народную» сборку прикрыли

Когда в начале 90-х автомобильный бизнес на Дальнем Востоке только зарождался, на «неправильно расположенный» руль никто из чиновников не обращал внимания. В те времена «япономарки» везли к нам вообще без каких-либо пошлин. Ситуация, когда «поехал в Японию попить пива и купил автомобиль», была абсолютно нормальной. Позднее, когда «япономарки» вышли далеко за пределы Дальнего Востока, правительство, обеспокоившись судьбой неконкурентного отечественного автопрома, решило обуздать бурный поток автоимпорта. Вот тут-то одновременно с повышениями размеров таможенных сборов (а с каждой ввозимой сейчас праворульной машины государство получает напрямую в федеральный бюджет 5–10 тысяч долларов) вдруг вспомнили о том, что «праворукие японки» по соображениям безопасности непригодны для езды по нашим дорогам с правосторонним движением. Но так ли это на самом деле? Например, в той же левосторонней Японии абсолютно спокойно относятся к неправильному для них левому рулю…

- Правый руль столь же безопасен, как и левый, а в некоторых ситуациях даже более безопасен и удобен, - уверяет нас автор книги «Правый руль». - Поверьте мне и, кстати, эмвэдэшной статистике аварийности по регионам: ничего страшного в правом руле нет. На безопасность влияет не расположение руля, а наличие мозга в голове водителя. Лишь в одном случае правый руль действительно создает некоторые неудобства - при обгоне с выездом на встречную полосу. Но они сильно преувеличены. Решение простое - не прижимайся к обгоняемому транспорту, это и с левым рулем опасно. «Приотпусти» фуру, осторожно высунься и, если встречная полоса свободна, - жми!

Душили, душили и… додушили?

Не сумев запугать приверженцев «япономарок» статистикой аварийности, чиновники заговорили о патриотизме: негоже нам скупать японский «автохлам», нужно свою промышленность развивать! Хотя по большому счету отечественному автопрому от запрета правого руля не легче: тот, кто поездил на иномарке, вряд ли пересядет на «Жигули». В выигрыше окажутся иностранцы, открывающие в России свои заводы, в числе коих, кстати, и японцы. Но купить иномарку из автосалона жителям Дальнего Востока не по силам: уровень дохода здесь едва доползает до 10–15 тысяч рублей, зато тарифы ЖКХ и цены на продукты в 1,5–2 раза выше, чем в Москве. То есть альтернативы правому рулю пока нет.

А тем временем нападки на правый руль продолжаются, как и митинги в его защиту. Вот только в эффективность последних верится все меньше.

- Правый руль, конечно, дожмут. Уже почти дожали, - сокрушается Василий Авченко. - В сентябре вступит в силу новый техрегламент, который, если его не поправят, может поставить крест на импорте «праворулек». Да и после прошлогоднего повышения пошлин объемы ввоза «японок» резко сократились - в десятки раз.

А тем временем цены на подержанные японские машины идут вверх — процентов на 10 за последний месяц. Просто потому, что люди хотят успеть купить хорошую машину по доступной цене до наступления времени «Ч».

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close