04:35 27.05.2018
По Невскому в честь Дня города пройдут люди, барабаны и слоны
Нейробиолог научит ускорять работу мозга и расскажет о разработках Илона Маска
На опенэйре «Окна Открой» сыграют «Ария», «Пилот», «25/17»
Над петербуржцами поставят психологический эксперимент
Велосипедисты отпразднуют день города большим велопарадом
Канатоходец Расул Абакаров перешёл через разведённый Дворцовый мост
Чулпан Хаматова станет «Доктором Лизой» в биографическом фильме
«Реал» в третий раз подряд выиграл Лигу чемпионов
Вслед за Полтавченко на «Беговую» ринулись петербуржцы
Посетителям кинотеатра «Великан Парк» не дал досмотреть «Дэдпул 2» сбой электросети
Премию «Нацбест» получил психоделический роман о гриппе
СМИ: О назначении Семака в «Зенит» объявят на следующей неделе
Регистрация на Фестиваль ЗСД продлена до 30 мая
Губернатор Петербурга принял участие в церемонии открытия «Беговой» и «Новокрестовской»
Владимир Путин и японский премьер Синдзо Абэ вышли на связь с космосом
Картину Репина в Третьяковке повредили на полмиллиона рублей
Песков просыпается мокрым после снов о Путине
«Новичок» и мельдоний вдохновили жюри Такс-парада
Изобретатель бесполезных вещей из США создал ужасающую установку для стрижки
Тренер «Спартака» обрадовался, что Сарри едет в «Челси», а не в «Зенит»
«Площадь Восстания» проверили за 40 минут
Путин посоветовал правительству «находить нестандартные подходы»
«Площадь Восстания» закрыта на вход и выход
Собянин идет на второй с половиной срок
Театр.doc нашёл новую площадку для «Пыток» в Петербурге
Владимир Якунин — о проекте нового музея Достоевского: Поучаствую в размере своей пенсии
Новая Голландия: Парк был закрыт только частично
СМИ: На пострадавшей от вандала картине Репина не было защитного покрытия
МЧС: Поврежденная газовая труба закрыла Новую Голландию
БГ устроил «Вавилон» на Невском
Лидеры Северной и Южной Кореи провели вторую встречу
СМИ: Приход Сарри в «Челси» откладывается из-за огромных отступных
Полтавченко: Путин сказал, что у него нет замечаний к форуму и мы молодцы
Медный всадник встретит День города чистым
На ПМЭФ подписали 550 соглашений на 2 трлн 365 млрд рублей
Жители Петербурга вызвали полицию на концерт Шнурова в рамках ПМЭФ
По Петербургу проехали 235 раритетных машин, автобусов и троллейбусов
Мутко: «Фром май харт из футбол», но из РФС ухожу
Смольный подписал соглашение с "БалтНедвижСервисом" по трамваю в Славянку
Дотронуться до Lamborghini на Рубинштейна стоило студенту из Турции сломанной челюсти
Бывший глава МЧС Кемерово написал рапорт об отставке
Вандал рассказал о нападении на картину Репина: «Водки выпил 100 граммов, и накрыло»
Мотоцикл проекта «Кортеж» пойдет в серийное производство в 2019 году
Рабочего насмерть придавило палетой на складе на Парнасе
“АвтоВаз” не испытывает проблем с поставками от “Русала”, но на всякий случай ищет замену
“АвтоВаз” рассказал, что придет на смену Priora
Вандал атаковал картину Репина из-за «недостоверных фактов»
Лахта Центр заговорил с петербуржцами
«Я... свою мечту»: Шнуров написал стихотворение о разводе с женой
«Беговую» и «Новокрестовскую» откроют для пассажиров сегодня в девять вечера
Картине «Иван Грозный...» Репина нанесены серьезные повреждения вандалом
Автор портретов Путина открывает собственный музей на Невском
Двое детей за сутки выпали из окон 5-го этажа и остались живы
На Балтийском заводе горели опилки
"Яндекс" подписал соглашение со Смольным о сотрудничестве на транспорте и в образовании
Депутаты смягчат наказание за соблюдение санкций
Руководителям кемеровского МЧС предъявлены обвинения
Вечеринка у Прохорова: а была ли Рианна? Может, никакой Рианны и не было
Вандал повредил картину Репина в Третьяковской галерее
"ЭР-Телеком" снимет показания петербургских счетчиков удаленно
Невский, мосты и набережные: в центре начинают закрывать движение ради праздника
Финский фестиваль камерной музыки забросит десант в Петербург
«Классику на Дворцовой» споют Роберто Аланья и «певица мира» по версии BBC
Таксы проскачут «орловскими рысаками» и сыграют в квиддич
В "Соляном городке» научат ремеслам и «чтению» петербургских фасадов
Швейцарская прокуратура сняла все обвинения в адрес Платини
Рязань просит включить ее в «Золотое кольцо России»
Минобороны: Офицеры ГРУ из доклада Bellingcat по сбитому «Боингу» давно уволены
В Киеве заявили о тайном переселении в Крым миллиона россиян
Пассажиры в Пулково ждут высадки из самолёта час, очередь возникла из-за ПМЭФа
Театры

Анатолий Праудин: «Проблема в том, что мы относимся к детям как к недоразвитым взрослым»

В Петербурге завершился Национальный фестиваль детских театров «Арлекин». Его итог шокировал общественность: впервые за историю форума жюри не обнаружило в конкурсной программе достойного претендента на Гран-при. Прояснить ситуацию «Культурная столица» попросила председателя жюри «Арлекина-2010» режиссера Анатолия Праудина.
Анатолий Праудин: «Проблема в том, что мы относимся к детям как к недоразвитым взрослым»

В Петербурге завершился Национальный фестиваль детских театров «Арлекин», имеющий репутацию детской «Золотой маски». Его итог шокировал общественность: «Арлекин» проходил в городе в седьмой раз, и впервые за историю форума жюри не обнаружило в конкурсной программе достойного претендента на Гран-при. Прояснить ситуацию «Культурная столица» попросила председателя жюри «Арлекина-2010», одного из ведущих российских специалистов по театру для детей и подростков, руководителя театра «Экспериментальная сцена», режиссера Анатолия Праудина.

– Анатолий Аркадьевич, прокомментируйте, пожалуйста, ваше нестандартное решение. Чем объяснить столь высокую требовательность жюри нынешнего «Арлекина»?


– Так что тут комментировать? Просто на сей раз фестиваль был интересен внеконкурсной программой. Это вполне традиционная вещь, которая случается на любом фестивале. Когда мы в последний день собрались и стали делиться впечатлениями, оказалось, что «Арлекина» надо давать художественному руководителю РАМТа Алексею Бородину за его потрясающую идею «черной комнаты». Черная комната – одно из камерных пространств Российского академического молодежного театра. Мы видели два спектакля, поставленные там молодыми режиссерами, учениками Сергея Женовача. Они выпустились буквально пару лет назад. Бородин их пригласил, дал им возможность самореализации, но с одним условием: эта реализация должна быть в пространстве детского спектакля. Два спектакля, показанные в программе «Арлекин-плюс» – «Бесстрашный барин» по Афанасьеву и «Почти взаправду» по сказкам Теллегена, – произвели действительно сильное впечатление. Это такой серьезный детский театр, где затрагиваются серьезные проблемы, актеры играют, как в драматическом театре, причем это актеры РАМТа – настоящие профессионалы. Всё это здорово убеждало. И получилось, что все члены жюри отметили именно эти две работы.

У нас был позыв к радикальному решению – дать Гран-при именно этим рамтовским спектаклям, но нам принесли положение о премии «Арлекин», и выяснилось, что сделать это невозможно, потому что на премию могут претендовать только конкурсные спектакли. Прими мы свое решение вопреки уставу, оно выглядело бы мальчишеством, неуместным чудачеством, и его всё равно бы никто не утвердил. Мы оказались в ловушке. Среди спектаклей основной программы, во-первых, не было явного лидера, во-вторых, ни один из них не мог претендовать на такой громкий титул. Национальная премия – это всё же не кот чихнул, тут должно быть потрясение или хотя бы событие.

"Почти взаправду" (РАМТ, режиссер Екатерина Половцева)
"Почти взаправду" (РАМТ, режиссер Екатерина Половцева)


– А почему так случилось, что два самых интересных спектакля оказались вне конкурсной программы? 

– По чисто формальным признакам – дате выпуска или почему-то еще. И мы решили, что ради поддержания престижа национальной премии, чтобы всем было понятно, что тут серьезный фестиваль, серьезный смотр, от вручения главной премии воздержаться. Раз уж конкурсные спектакли оказались просто хорошими, а не выдающимися. Но я думаю, мы уравновесили отсутствие Гран-при призами во всех других номинациях – лучшему режиссеру, актеру, актрисе и так далее.

Конечно, у нас возникли проблемы с членами экспертного совета, которые, на мой взгляд, правильно поступили в этой ситуации, начав активно защищать то, что они отобрали. С моей точки зрения, гораздо хуже, если экспертный совет вместе со всеми начинает обрушиваться на спектакли, которые сам же привез. Но и мы готовы продолжать обосновывать нашу точку зрения, если это понадобится. Большинство учредителей и участников с пониманием отнеслись к нашему решению.

– У меня сложилось ощущение, что эта ситуация не случайная, что российский театр для детей находится в глубоком кризисе. Так ли это?

– Нет, не так. Названные спектакли, впечатлившие жюри, говорят как раз об обратном. Это и есть новый театр для детей. И адрес у него есть – РАМТ, Черная комната. Так придите и возьмите его.

"Бесстрашный барин" (РАМТ, режиссер Марфа Горвиц)
"Бесстрашный барин" (РАМТ, режиссер Марфа Горвиц)


– Речь идет о единственном достойном детском театре на всю страну?

– Нет, он не один. Вот из Череповца приехал удивительный спектакль «Сны Томасины» режиссера Рубина. Он тоже внеконкурсный. Но это вполне внятное высказывание с хорошим актерским обеспечением. Да и спектакли конкурсной программы отнюдь не говорили о кризисе – это качественные работы, но не события. Да на любом фестивале так: одно-два события в афише, а остальное – контекст, фон. Нет, детский театр не только живет, но он ищет, нащупывает новый современный язык.

– В какую сторону, как вам кажется, должны двигаться эти поиски? В свое время вы озвучили свою теорию «театра детской скорби». Она осталась для вас актуальной?

– Конечно, осталась. Если подразумевать под этой программой создание честных, серьезных спектаклей. Я бы даже дальше пошел. Я бы убрал это разделение: нет театра детского и взрослого, а есть театр и не театр, извините за трюизм. Наверное, пора уже правду сказать. Лучшие образы детского театра – это спектакли, где затрагиваются самые взрослые проблемы. Проблемы жизни и смерти, например. Смерть – что это такое? Как это? Самые классические сюжеты, условно говоря, детского репертуара – это драматичнейшие коллизии. Ну вот, например, сейчас на фестивале в основной программе был спектакль о Малыше и Карлсоне. Ну, казалось бы, «Малыш и Карлсон» – детская классика. Но если подвергнуть этот материал жесткому анализу, то получается история о тотальном детском одиночестве, о невозможности взаимопонимания между взрослыми и детьми. А дальше – совсем уже страшная вещь: тот фантом, которого Малыш себе придумал, единственное, что может ему предложить, – это сделать шаг с подоконника и полетать с ним вместе. Мы просто, наверное, щадя незащищенные детские души, сильно упрощаем все эти истории, не подвергая их не только жесткому анализу, но вообще никакому. Вот и получается: бодро и ни про что. А если ко многим мифам и сказкам отнестись серьезно, там обнаруживаются жуткие темы. И наверное, ребенок был бы благодарен, если бы обнаружил, что взрослые думают про его проблемы, анализируют их, а значит, ищут возможности диалога. Когда это происходит, мы имеем настоящий детский театр. Когда не происходит – театр для недоразвитых взрослых. Мы же к детям относимся не как к людям, а как к недоразвитым взрослым. Вот в чем проблема.



– А за границей как дела с детским театром обстоят?

– Точно так же, по-разному. Но лучшие образцы – это диалог с детьми об их проблемах. А у них проблемы жесткие. И у них нет возможности их преодолевать – они слишком зависимы. Но я еще раз хочу вернуться к только что завершившемуся фестивалю. Я считаю, что нынешний «Арлекин» показал, что поворот к новому детскому театру начался – есть конкретный адрес и конкретные люди, которые этот театр начинают делать. Неважно, что это происходит не в Питере. Оно сюда придет. На следующем фестивале эта бородинская «черная комната» будет представлена более обширно. Но уже сегодня стало совершенно очевидно, что источник мы нашли. А уж за молодыми и мы, старики, подтянемся.

– Расскажите, чем лично вы сейчас занимаетесь в вашем театре «
Экспериментальная сцена», почему так мало спектаклей у вас выходит?

– На самом деле, мы делаем много спектаклей. Для проката – да, мы выпустили в этом сезоне только один спектакль: вот только что была премьера «Фальшивого купона». Но лабораторно мы очень много работаем. Сделали спектакль по книгам Станиславского «Работа актера над собой» и «Работа актера над ролью», спектакль по освоению системы Михаила Чехова. Сейчас за Брехта взялись – «Покупка меди», третий учебник. Это тоже будет не прокатный спектакль, и снова будет казаться, что мы неактивно существуем. На самом деле, мы активно существуем, и актеры, с моей точки зрения, колоссально растут благодаря этому. Лабораторная работа необходима. Мы должны пробивать свои потолки.



– А в какой театр вы бы посоветовали отправиться с детьми сложного 14-15-летнего возраста?


– Пятнадцать лет – это уже тот возраст, когда человеку нужны просто хорошие театры. Они у нас в городе есть, и они все те же: Малый драматический театр, Александринка. Да в большинстве театров города есть два-три названия, которые можно рекомендовать для просмотра любому думающему человеку.  
 
Жанна Зарецкая
«Фонтанка.ру»
 
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
Setl City
Только два дня в «Петербургской Недвижимости» - скидки на квартиры
«Петербургская Недвижимость» предлагает провести ближайшие выходные с максимальной пользой и выгодой. Только два дня, 26 и 27 мая, во всех офисах продаж при покупке квартиры в жилых комплексах комфорт-класса Setl City действует дополнительная скидка 50 000 рублей
ПАО «Банк «Санкт-Петербург»
Банк «Санкт-Петербург» направил на выплату дивидендов 20% прибыли
24 мая 2018 года состоялось годовое Общее собрание акционеров ПАО «Банк «Санкт-Петербург», на котором были подведены итоги работы Банка в 2017 году
Setl City
Транспортный узел «Девяткино» планируют построить к 2021 году
«Первая транспортная корпорация» готова обеспечить проектирование, строительство и эксплуатацию транспортно-пересадочного узла «Девяткино». Создание цифровой платформы проекта возьмет на себя ООО «Яндекс.Автобусы»
Компания Л1
Компания Л1 получила аккредитацию в еще одном банке
24 мая 2018 года Компания Л1 получила аккредитацию первой очереди ЖК «Лондон Парк» в ПАО «Транскапиталбанк». Все четыре корпуса уже сданы в эксплуатацию и активно заселяются
Магазин КЕЙ
Что может предложить Smart TV сегодня – рассказывает КЕЙ
Наверное, ни для кого уже не секрет, что современный цифровой телевизор довольно далеко ушел от своего аналогового предка. Телевизор, в описании которого можно встретить слова Smart-TV, оснащен сетевой картой, позволяющей подключать его к домашней сети и выходить в интернет, а также Wi-Fi-передатчиком для беспроводных соединений
ГК «ЦДС»
Группа ЦДС заключила первую сделку с привлечением «Семейной ипотеки»
Группа ЦДС заключила первую сделку с привлечением субсидированного ипотечного кредита со ставкой 6%. Средства предоставлены банком «ДельтаКредит».