02:36 28.05.2018
В Большом театре кукол откроют «Минотаврум»
Лев Лурье объяснит, в чем Петербург – немножко Таганрог
315-й День города завершился фейерверком
На Кленовой аллее стартовал световой мотопробег
На Манежной площади горят файеры: выступает «Алиса»
Китай обвинил США во вторжении в свои воды
Федерация космонавтики проложит "Звездный путь" из Петропавловки на Байконур
СМИ: Делегация США прибыла в КНДР для подготовки встречи Трампа и Ким Чен Ына
Пьяный вандал в Челябинске поджег венки на мемориале Защитникам Отечества
«Полтаву» спустили на воду под колокольный звон и шампанское
СМИ: Участники ПМЭФ съели почти 100 тонн продуктов
Площадь Островского закрыли для всех
В Петербурге барабанщики побили рекорд
Большой велопарад на День города собрал 18 тысяч человек
Двое сотрудников СБУ погибли в Донбассе
На Украине установили мировой рекорд по количеству людей, которые влезли в один «Запорожец»
Мост глупости в День города тоже отмечает юбилей. Поймана 150-я «Газель»
В Пушкине сгорел балкон жилого дома
Слонов в центре Петербурга перепутали с Путиным
На юге Петербурга скверы атакуют гусеницы
Слоны, «Бал национальностей» и шествие «Альтернативы» перекрывают движение в центре Петербурга
Полтавченко и Фурсенко проигнорировали открытие мемориальной доски основателю российского футбола
Минобороны: От обстрела боевиков в Сирии погибли четверо россиян
На Большом велопараде замечены зомби и пираты
Сбой электроэнергии оставил гостей ПМЭФ без багажа
Якунин: Только всемирная катастрофа отменит санкции
«Грачонок» встал на боевое дежурство в Средиземном море
Медведев: Жизнь современного человека не представить без химической продукции
Фанатам «Зенита» назвали имя нового главного тренера и позвали на встречу с ним
Канатоходец Расул Абакаров рассказал, как шел над Дворцовым мостом
В Кремле объявили, когда пройдет прямая линия с Путиным
По Невскому в честь Дня города пройдут люди, барабаны и слоны
Нейробиолог научит ускорять работу мозга и расскажет о разработках Илона Маска
На опенэйре «Окна Открой» сыграют «Ария», «Пилот», «25/17»
Над петербуржцами поставят психологический эксперимент
Велосипедисты отпразднуют день города большим велопарадом
Канатоходец Расул Абакаров перешёл через разведённый Дворцовый мост
Чулпан Хаматова станет «Доктором Лизой» в биографическом фильме
«Реал» в третий раз подряд выиграл Лигу чемпионов
Вслед за Полтавченко на «Беговую» ринулись петербуржцы
Посетителям кинотеатра «Великан Парк» не дал досмотреть «Дэдпул 2» сбой электросети
Премию «Нацбест» получил психоделический роман о гриппе
СМИ: О назначении Семака в «Зенит» объявят на следующей неделе
Регистрация на Фестиваль ЗСД продлена до 30 мая
Губернатор Петербурга принял участие в церемонии открытия «Беговой» и «Новокрестовской»
Владимир Путин и японский премьер Синдзо Абэ вышли на связь с космосом
Картину Репина в Третьяковке повредили на полмиллиона рублей
Песков просыпается мокрым после снов о Путине
«Новичок» и мельдоний вдохновили жюри Такс-парада
Изобретатель бесполезных вещей из США создал ужасающую установку для стрижки
Тренер «Спартака» обрадовался, что Сарри едет в «Челси», а не в «Зенит»
«Площадь Восстания» проверили за 40 минут
Путин посоветовал правительству «находить нестандартные подходы»
«Площадь Восстания» закрыта на вход и выход
Собянин идет на второй с половиной срок
Театр.doc нашёл новую площадку для «Пыток» в Петербурге
Владимир Якунин — о проекте нового музея Достоевского: Поучаствую в размере своей пенсии
Новая Голландия: Парк был закрыт только частично
СМИ: На пострадавшей от вандала картине Репина не было защитного покрытия
МЧС: Поврежденная газовая труба закрыла Новую Голландию
БГ устроил «Вавилон» на Невском
Лидеры Северной и Южной Кореи провели вторую встречу
СМИ: Приход Сарри в «Челси» откладывается из-за огромных отступных
Полтавченко: Путин сказал, что у него нет замечаний к форуму и мы молодцы
Медный всадник встретит День города чистым
На ПМЭФ подписали 550 соглашений на 2 трлн 365 млрд рублей
Жители Петербурга вызвали полицию на концерт Шнурова в рамках ПМЭФ
По Петербургу проехали 235 раритетных машин, автобусов и троллейбусов
Мутко: «Фром май харт из футбол», но из РФС ухожу
Театры

«Гамлет» в Александринке: Вертикаль власти

Первый Шекспир в репертуаре сегодняшней Александринки и шестой по счету петербургский спектакль ее художественного руководителя Валерия Фокина cтал ключевой премьерой театрального сезона 2009/2010. «Гамлет» Фокина – не просто художественное явление, но гражданский поступок. У режиссера получилось то, что так хорошо удается западному театру, но почти никогда – отечественному.
«Гамлет» в Александринке: Вертикаль власти

Первый Шекспир в репертуаре сегодняшней Александринки и шестой по счету петербургский спектакль ее художественного руководителя Валерия Фокина cтал ключевой премьерой театрального сезона 2009/2010. «Гамлет» Фокина – не просто художественное явление, но гражданский поступок. У режиссера получилось то, что так хорошо удается западному театру, но почти никогда – отечественному: жестко и правдиво отразить современный нам мир, вчитав в классическую драматургию актуальное содержание.

Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Этот «Гамлет» ошеломляет еще до начала собственно действия – когда, только войдя в зал, впериваешься глазами в тылы раскинувшейся во всю ширь и во всю высоту сцены стадионной трибуны, развернутой сценографом Александром Боровским лицом к заднику. По центру тяжеловесной металлической конструкции – широкая лестница, событийный эпицентр спектакля. Позади – площадка, к которой устремлены взоры уже сидящей на трибунах спиной к александринскому залу массовки и которая видна публике сквозь зазоры между этажами. Вот главный визуальный образ фокинского «Гамлета»: тотально просматриваемое пространство, подавляющее своей мощью и не дающее героям остаться наедине с собой.

Сценография Александра Боровского
Сценография Александра Боровского


Режиссер бьет под дых первой же сценой: сверху по лестнице спускаются две омоновки с холеными немецкими овчарками на привязях. Молчаливо обходят сцену, пару секунд, мониторя зал, стоят у рампы, уходят. Эпиграф спектакля легко объяснить во вполне себе жизненной логике: александринский «Гамлет» открывается инаугурацией Клавдия, массовым мероприятием государственного значения, на котором присутствует правящая элита, значит, велика опасность теракта, значит, требуются специально обученные собаки. Но таким образом Фокин в подтексте обозначает местом действия своего «Гамлета» полицейское государство, в котором каждый несвободен и все ходят под конвоем. Сочиненный Александром Бакши государственный гимн больше напоминает траурно-триумфальный военный марш – единственно адекватный символ для державы, которой правят силовые структуры. В которой всё начинается и всё заканчивается (повтор мизансцены с овчарками венчает «Гамлета») бездушными монстрами, готовыми разорвать всех и вся. Боже, как грустна наша Дания.

Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Инаугурация Клавдия: цвет политического истеблишмента, фальшивые речи и еще более фальшивые улыбки, переходящие в овации аплодисменты. Узнаваемо лживый официоз, на который уже глядеть тошнит. Точно сыгранный Андреем Шимко ухоженно небритый Клавдий свое первое обращение к соратникам и коллегам произносит на невообразимом бюрократическом волапюке («и в этом мы чувствуем всеобщую свободную поддержку»). Окружение не столько короля, сколько президента – закованная в черный костюм haute couture железная леди Гертруда (выдающаяся роль Марины Игнатовой: кто в правящей чете обладает реальной властью, понятно сразу), партийный функционер со стажем Полоний (многоопытный Виктор Смирнов), достойный отца сын Лаэрт – предусмотрительно сбегающая с тонущего корабля в безмятежную Францию откормленная лоснящаяся крыса (разыгранная в несколько касаний многоходовка Павла Юринова).

Клавдий (Андрей Шимко), Лаэрт (Павел Юринов) и Гертруда (Марина Игнатова)
Клавдий (Андрей Шимко), Лаэрт (Павел Юринов) и Гертруда (Марина Игнатова)

В семье не без урода: хрупкая Офелия (акварельный шедевр Янины Лакоба) выламывается из общей картины своей малохольностью. Переживания Полония за судьбу дочери понятны – она не из их породы, кто возьмет такую в жены?

Офелия (Янина Лакоба) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Офелия (Янина Лакоба) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Но главный «чужой» тут, конечно, Гамлет. Еще до начала инаугурации его, мертвецки пьяного, Розенкранц и Гильденстерн (в дуэте виртуозно лидирует только-только вошедший в труппу театра юный Тихон Жизневский) втащат через партер на сцену, приведут в чувство переодеванием из несоответствующего дресс-коду молодежного кэжуала в черную пару и выведут на трибуну. Гамлет – главный нарушитель датского спокойствия: впоследствии Полония заинтересует подцензурность читаемой принцем книги, а Клавдия – наличие предосудительного содержания в «Мышеловке». Чувствуя исходящую от Гамлета потенциальную угрозу, система приставляет к небезопасному элементу пару секьюрити: на публике Розенкранц и Гильденстерн отвечают за то, чтобы норовящее выйти за рамки дитя супружеской четы следовало установленному тоталитарным государством comme il faut.

Розенкранц (Тихон Жизневский), Гамлет (Дмитрий Лысенков) и Гильденстерн (Владимир Колганов)
Розенкранц (Тихон Жизневский), Гамлет (Дмитрий Лысенков) и Гильденстерн (Владимир Колганов)


Иную роль Розенкранц и Гильденстерн играют, оставаясь с Гамлетом наедине. Нанятая Гертрудой и Клавдием парочка подслушивает и подсматривает, попутно сводя принца с ума проверенным русским способом – подливая в отвратительные пластиковые стаканчики беленькую. Доведя Гамлета до невменяемой кондиции, они разыгрывают спектакль «Явление призрака отца», с завываниями читая текст шекспировского монолога в микрофон под аккомпанемент проверенных театральных эффектов (белый дым, шум ветра, раскаты грома). Очнувшись, Гамлет вбивает себе в голову идефикс мести, которым огорошивает вернувшегося после длительной отлучки и позабывшего о царящих на родине нравах Горацио. Первая естественная реакция возвращенца из Виттенберга – натянув на глаза черную молодежную шапку, уйти в себя. Окружающие реалии настолько потрясают героя Андрея Матюкова, что поначалу его хватает лишь на то, чтобы с мукой на лице наблюдать за развитием интриги из первого ряда партера.

Горацио (Андрей Матюков) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Горацио (Андрей Матюков) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Следующая сцена разворачивается на карнавальном фоне государственных торжеств: вечеринка по случаю инаугурации обставлена в историческом духе, все приглашенные одеты в костюмы елизаветинской эпохи. Прикрываясь нравами современной элиты, Фокин вводит в свой спектакль один из важнейших смысловых элементов – блок отсылок к легендарным отечественным постановкам «Гамлета» ХХ века, и прежде всего к спектаклю Николая Акимова (Театр Вахтангова, 1932). Костюм Гертруды скопирован дословно: черное платье и копна рыжих волос, которыми Акимов хотел намекнуть на близость его героини Елизавете Английской (которую, кстати, Марина Игнатова играет в БДТ, в «Марии Стюарт» Темура Чхеидзе). Другая цитата – костюм безумного Гамлета: ночная сорочка, кастрюля на голове и блюдо с жареным поросенком (у Акимова, правда, он был живым) в руках. Одним Акимовым Фокин не ограничивается: в тоталитарном мире его «Гамлета» прорастают образы спектакля Николая Охлопкова (Театр имени Маяковского, 1954). Эти исторические гиперссылки – не просто прочные корни, которыми спектакль Фокина прорастает в историю театра. Воспроизводя детали великих русских «Гамлетов» прошлого, Фокин напоминает о дурной повторяемости истории.

Гертруда (Марина Игнатова) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Гертруда (Марина Игнатова) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Время идет, один правитель сменяет другого, но машина по перемалыванию человеческих жизней продолжает работать. Рефрен фокинского спектакля – выход на авансцену неизвестных людей в черном, волочащих за собой трупы и выбрасывающих их в оркестровую яму. Этим функционерам совершенно всё равно, что происходит за их спинами: пока политическая верхушка занята интригами, рядовые опричники методично делают свое дело. Остановить это движение простому смертному не по силам, как и понять, кто реально давит на рычаги гибельного механизма. Мог бы, наверное, Гамлет, но он, целиком и полностью поглощенный семейной драмой, и не пытается. Он даже не видит заговора против себя, не замечает, что его встреча с Офелией инсценирована Полонием (когда тот режиссерским тоном дает дочери указания в духе «читайте, это подчеркнет ваше одиночество» и командует невидимым ассистентам «Свет! Цикады!», веришь, что когда-то он действительно играл Юлия Цезаря). Гамлет не понимает, что, решившись мстить за отца, он незаметно для себя вступает в контакт с государственной машиной, а замарав руки кровью, становится ее винтиком.

Офелия (Янина Лакоба)
Офелия (Янина Лакоба)


Трагедия фокинского Гамлета – в роковой ошибке. Он не заметил, что вселенское зло заключено вовсе не в его матери с отчимом и не в их окружении. Его сознание мелочно, ему не хватает возрожденческого бытийного масштаба. Такому Гамлету ключевое высказывание шекспировского героя не по зубам, и потому первую строчку «To be or not to be» он читает по-английски, как расхожую замусоленную цитату, а сам монолог бросает после первых нескольких строчек. Всё, на что хватает александринского принца, – бессмысленный и опасный для здоровья круговой бег по трибунам в одной из центральных мизансцен спектакля. Горацио закрывает все двери в партере, чтобы Клавдий не смог улизнуть во время представления «Мышеловки» – но Гамлет не обращает никакого внимания на то, что окружение короля не очень-то взволновано фиаско первого лица. Обитатели Дании понимают, что они – пешки в глобальной игре, и потому сыто равнодушны к происходящему вокруг. В государстве какая-никакая стабильность, зачем зря рыпаться? Не сознают этого лишь выкидывающие трагические марионеточные коленца Гамлет и Офелия.

Клавдий (Андрей Шимко)
Клавдий (Андрей Шимко)


В породившем их мире человеческая жизнь ценится так дешево, что смерть не является событием. Потому, совершая самоубийство, Офелия соскальзывает в оркестровую яму так же легко, как если бы скатывалась с ледяной горки. Потому убийство Гамлета-отца является преступлением лишь для одного Гамлета. В этой Дании на особом счету только могильщики. Игорь Волков и Рудольф Кульд (филигранный актерский дуэт) играют, облачившись в фирменные черные спецовки с логотипом «Реквием-сервис» на спинах: государству, каждый день изрыгающему столько трупов («Моя родина, как свинья, жрет своих сыновей», – пел Гребенщиков), ритуальных услуг частных лиц недостаточно – требуется целый похоронный синдикат с рекламным слоганом: «Дома, что мы строим, простоят до Страшного суда».

Могильщики (Игорь Волков и Рудольф Кульд)
Могильщики (Игорь Волков и Рудольф Кульд)


Вопрос о том, кто в новом «Гамлете» победил, режиссер оставляет открытым. Это явно не малолетка Фортинбрас, которого в финале выводят на сцену вечные секьюрити Розенкранц и Гильденстерн – он только озвучивает заранее подготовленный кем-то текст. Кем именно – можно догадываться. Скорее всего, на рычаги интриги давит появляющийся в двух ключевых эпизодах спектакля рыцарь в средневековых латах. Впервые он выходит на сцену во время фальшивой сцены появления призрака, и по первости может даже показаться, что это тень отца Гамлета и есть – уж слишком царственно он ступает по стадионным трибунам, обходя свои владения. Но когда рыцарь появляется еще раз в финале спектакля, всякие сомнения в его статусе в обществе спектакля пропадают. Истинную иерархию фокинского «Гамлета» раскрывает вертикальная мизансцена, которая наверняка войдет в новейшую историю русского театра: в оркестровой яме копошится простой люд, у рампы дерутся Гамлет и Лаэрт, на лестнице за дуэлью наблюдают Гертруда и Клавдий, на самой верхней трибуне восседает спокойно наблюдающий за развязкой драмы рыцарь. Главный судья, высший правитель, Большой Брат, воплощенная власть.



Рыцарское забрало так и не будет поднято, фигура в латах так и останется единственной фигурой умолчания в идеально внятном и безукоризненно строгом александринском «Гамлете». Но именно эта недосказанность придает постановке обобщающий масштаб. Не так уж важно, о каком именно государстве идет речь в спектакле: все свободные державы свободны по-разному, все тоталитарные похожи друг на друга. Драматургическая адаптация Вадима Леванова – изощренный палимпсест, вполне адекватный «вывихнутому веку»: жонглируя цитатами из различных переводов «Гамлета» от Полевого до Пастернака и вворачивая в канонические тексты неологизмы, драматург сознательно путает следы. Валерий Фокин поставил «Гамлета» про общую для всех времен и народов вертикаль власти, для которой человек и его жизнь всегда значили слишком мало.

Дмитрий Ренанский
«Фонтанка.ру»

Фото: Виктор Сенцов/ пресс-служба Александринского театра


О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»
 


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
Setl City
Только два дня в «Петербургской Недвижимости» - скидки на квартиры
«Петербургская Недвижимость» предлагает провести ближайшие выходные с максимальной пользой и выгодой. Только два дня, 26 и 27 мая, во всех офисах продаж при покупке квартиры в жилых комплексах комфорт-класса Setl City действует дополнительная скидка 50 000 рублей
ПАО «Банк «Санкт-Петербург»
Банк «Санкт-Петербург» направил на выплату дивидендов 20% прибыли
24 мая 2018 года состоялось годовое Общее собрание акционеров ПАО «Банк «Санкт-Петербург», на котором были подведены итоги работы Банка в 2017 году
Setl City
Транспортный узел «Девяткино» планируют построить к 2021 году
«Первая транспортная корпорация» готова обеспечить проектирование, строительство и эксплуатацию транспортно-пересадочного узла «Девяткино». Создание цифровой платформы проекта возьмет на себя ООО «Яндекс.Автобусы»
Компания Л1
Компания Л1 получила аккредитацию в еще одном банке
24 мая 2018 года Компания Л1 получила аккредитацию первой очереди ЖК «Лондон Парк» в ПАО «Транскапиталбанк». Все четыре корпуса уже сданы в эксплуатацию и активно заселяются
Магазин КЕЙ
Что может предложить Smart TV сегодня – рассказывает КЕЙ
Наверное, ни для кого уже не секрет, что современный цифровой телевизор довольно далеко ушел от своего аналогового предка. Телевизор, в описании которого можно встретить слова Smart-TV, оснащен сетевой картой, позволяющей подключать его к домашней сети и выходить в интернет, а также Wi-Fi-передатчиком для беспроводных соединений
ГК «ЦДС»
Группа ЦДС заключила первую сделку с привлечением «Семейной ипотеки»
Группа ЦДС заключила первую сделку с привлечением субсидированного ипотечного кредита со ставкой 6%. Средства предоставлены банком «ДельтаКредит».