
140-летие вождя мирового пролетариата петербуржцы отметили, как и полагается жителям «колыбели революции» - в борьбе. Пока активисты «Молодой Гвардии Единой России» выясняли свои непростые отношения с коммунистами, несущими вахту у отреставрированного памятника Ильичу, члены организации «Коммунисты Петербурга и Ленобласти» разбирались со своими соратниками из традиционной КПРФ. И только «митьки» и издательство «Красный матрос» поступили просто и со вкусом — представив общественности экспозицию «Ленин всегда живой...»
На «огонек» заглянул и сам Ильич, точнее, его двойник Валентин Гудков. Он то и дело приветствовал революцию, взмахивая рукой в направлении «светлого социалистического будущего». Разминаясь, Ильич успел напугать корреспондента «Фонтанки», дожидавшегося открытия выставки под дверями мастерской худобъединения. За несколько минут до начала он вышел из темноты подъезда, заложил руки за спину и воскликнул: «Здравствуйте, товарищ!» Тут и кепка, и жилетка, и Ленин такой... немолодой.
«Со 140-летием Вас», - крутилось на языке, ведь «везде и всегда Ленин безраздельно с нами». Впрочем, поздравительную речь решено было отложить на потом — посетителей выставки пустили в зал. Их встретил призыв «Не дрейфь, товарищ!» и бюст главного большевика страны из сахара, сделанный аж в 1960 году на Одесском сахарном заводе. Захотелось попробовать. Не дали.
Другой транспарант гласил: «Нет мировой скотобазе!» Однако на следующем полотне было четко сказано, точнее, показано — Ленин скотинушку, вернее, зверушек любил. В качестве наглядной иллюстрации — Ильич с ружьем на перевес, держащий зайца за уши. На другой картине вождя мирового пролетариата по-простецки просили добавить «кипяточку». На стене «митьки» растянули огромный алый советский флаг. Чтобы помнили.
На рояле тем временем были выставлены не менее интересные экспонаты. Например, пресс-папье с изображением Ильича. Примечательно, что папье было презентовано некой Надежде Анатольевне в День Ангелочка в атеистическом тогда еще Советском Союзе — 30.IX.1970.
Книги, представленные в экспозиции, преимущественно 1925-1926 годов выпуска, - отдельная история: их содержание удивляло своей наивностью и вместе с тем радовало искренней верой в вождя. «Работницы об Ильиче: стихи, воспоминания, отклики», «Ленин в поэзии рабочих» и даже русская сказка о том, «как наказал Ленин обидчика крестьянского». Правда, содержание последней противоречиво — был у Ильича товарищ-друг, что ни на есть первейший - разверстки комиссар. И вот сказали Ленину, что друг-то его этот обижает мужиков, да живет несправедливо, добро народное не бережет. Призвал его Ленин и говорит: «Друг ты мой, верно это?» Тот молчит, голову опустил, а Ленин ему: «Мужика теснить ты права не имеешь. Потому мужик — большая сила в государстве — от него хлеб идет. Значит, как друга своего, я наказать должен тебя примерно». Поцеловал тут Ленин друга-то, попрощался с ним, отвернулся... и велел расстрелять его. Вот он Ленин-то какой...
Меж тем, несмотря на столь противоречивое поведение, дети страны Советов, как известно, мечтали равняться на «дедушку Ленина». Здесь же на выставке «митьки» представили копию стенгазеты советских малышей из детского сада с символичным названием «Ильичата». Мальчик Толя пишет, что «очень любит читать и слушать про Ленина», ведь «тетя Катя рассказывала, что, когда Ленин был маленьким, то его звали Володя и что Володя был таким же, как все ребята: играл в бабки, лазал на деревья, а когда вырос, он боролся со всеми богачами, чтобы рабочим жилось хорошо». Еще тетя Катя рассказала Толе, что «Ленин очень любил детей и делал все для них». «Я буду хорошо учиться читать и писать. Буду все делать по Ленину», - обещает в заключение мальчик. Надеемся, Толя выполнил обязательство.
«Спасибо вам, Владимир Ильич, за дарованную национальным меньшинствам свободу», - играючи обратился посетитель выставки в тюбетейке к Ленину-Гудкову. Последний благодарность принял с достоинством, параллельно с энтузиазмом позируя фотографам, возжелавшим запечатлеть исторический момент — общение главного большевика с представителем теперь уже российского народа.
Судя по всему, посетители экспозиции сошлись во мнении, что приветствовать революцию лучше сообща, поэтому уселись за небольшой стол в центре зала и принялись пить чай из самовара с кусковым сахаром и печеньем. Патриотических песен, к сожалению, никто не исполнял, однако компания собралась более чем душевная.
Организатор выставки, главный редактор издательства «Красный матрос», выпускающего репринты редких изданий 20-х годов, Михаил Сапего объяснил свой интерес к личности Ленина просто — период так называемых демократических преобразований совпал с очернением советского периода. «Я внутренне устыдился этого, посчитав происходящее актом предательства. Дырки на лацканах пиджаков от значков КПСС остались, а люди в церковь понеслись молиться и на телевидение - сжигать свои партбилеты. Значит, их вера ничего не стоила и была продиктована карьерными расчетами», - заключил он, добавив, что «отказавшись от собственной истории, сегодня мы пожинаем плоды». В мастерской «митьков» в день рождения Ильича к истории можно было не только вернуться, но и прикоснуться.
Александра Гармажапова,
Фонтанка.ру
Фото Валентина Илюшина.