18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
19:14 13.12.2018
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Terem-crossover: «Так не доставайся же ты никому!»

Гран-при завершившегося в Петербурге недельного фестиваля-конкурса Terem-crossover остался в городе: его не получил никто.

Terem-crossover: «Так не доставайся же ты никому!»

Гран-при завершившегося в Петербурге недельного фестиваля-конкурса Terem-crossover остался в городе: его не получил никто.

Главная награда турнира выполнена художником Императорского фарфорового завода Сергеем Русаковым из костяного фарфора и сусального золота. В виде Солнца, встающего над разведёнными мостами. По законам «теремовского» турнира международное жюри из одиннадцати экспертов решало, кому из двенадцати коллективов-финалистов будет вручен Гран-при фестиваля-конкурса. Однако главный приз мог обрести своего обладателя только в том случае, если мнения профессионалов и зрителей совпадут — а этого не случилось.



Видимо, по той причине, что в составе жюри преобладали иностранцы, в финал вышли, в том числе, и совершенно заурядные коллективы с русскими народными инструментами в составе — как, например, неуклюжий клон «Терем-квартета» ансамбль имени Будашкина из Читы или Style-quartet из Нижнего Новгорода. Последний вооружил домристов смычками, а в одном из своих номеров «скрестил» Седьмую («Ленинградскую») симфонию и Восьмой квартет «Памяти жертв фашизма и войны» Шостаковича, что было не только не виртуозно и вовсе не весело, но и недостаточно этично с точки зрения затронутой в музыке темы. Дуэт «Ми-Ля» из Белоруссии тоже никак не показался — хоть и не вызвал такой мучительной зевоты, как питерский дуэт In-Temporalis, предложивший слушателям нехитрую «солянку» из балетных фрагментов Чайковского, адаптированных для фортепиано на уровне музыкальной школы в сопровождении сосредоточенно-бессмысленных шумов экзотических ударных инструментов.

С другой стороны, совершенно минималистический по составу дуэт Eight Strings (скрипачка Валерия Насушкина и виолончелист Микаэл Самсонов) с аранжировками того же Петра Ильича Чайковского произвёл просто прекрасное впечатление. Кстати, Eight Strings — это лауреаты международных конкурсов и всегда желанные гости на различных фестивалях камерной музыки. В их активе победы на международных итальянских конкурсах Gaetano Zinetti в Вероне и Marco Fiorindo в Турине, престижная премия Artists in Residence Award-2008, а также многочисленные индивидуальные награды и призы.

Eight Strings (Россия)
Eight Strings (Россия)


Виолончельных ансамблей было тоже немало, но запомнилось только трио Melo-M: Карлис Аузанс, Антонс Троцикус и Вальтер Пуце. Эта группа была основана в 2005 году и играет в стиле classical crossover, используя только виолончели, изредка — ударные в поп- и рок-композициях. Когда композиции в стиле диско, рок, world, metal или поп исполняются виолончельным трио, эти опусы приобретают совершенно новый колорит, доселе неизвестные оттенки и богатую текстуру, что великолепно дополняется захватывающим представлением на сцене. Профессиональное жюри не устояло перед обаянием Melo-M: музыканты из Латвии получили третью премию.

Melo-M (Латвия)
Melo-M (Латвия)


Oxymoron Quintet из Москвы, как и ESSe Quintet из Петербургской консерватории оказались весьма крепкими и профессиональными фолк-коллективами — но увы, никак не более того.

Куда более интересным показалось Alpha-trio из Дании: Болетт Рёд (блокфлейты), Петер Наварро-Алонсо (саксофон-тенор) и Дэвид Хильдебрандт (ударные). Виртуозно сочетая средневековую музыку с фолк-кантри, а григорианские распевы ассимилируя с лапидарностью современного техно, музыканты не только совершенно свободно импровизируют, но и буквально «фонтанируют» множеством свежих музыкальных идей.

Alpha-trio (Дания)
Alpha-trio (Дания)


Впрочем, буквально захватывающим оказалось выступление японского ансамбля Hide-Нide. Дуэт горячо любимых в Японии народных инструментов — бамбуковой флейты сякухати и щипкового инструмента сямисэна — изредка прибегает к расширению своего инструментального состава: начиная от японских барабанов и кото и заканчивая акустической гитарой, роялем или даже симфоническим оркестром. Название ансамбля образовано от совпадающих по звучанию первых иероглифов в именах его участников: Хидэки Оноуэ (сямисэн) и Хидэки Исигаки (сякухати). Будучи учениками прославленных японских педагогов, Hide-Hide смело экспериментируют с жанрами и стилями, причудливо смешивая канву традиционного японского мелодизма и лучшие черты многовековых традиций японской музыки с аранжировками в духе современных рок- и джазовых композиций.

Hide-Нide (Япония)
Hide-Нide (Япония)


Любопытно, что широкую известность и славу в Японии дуэт приобрёл благодаря выпуску альбома «Ностальгия», на котором представлены мелодии Микаэла Таривердиева из кинофильмов «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы», «Король-Олень» и других. Все инструментовки были написаны японским композитором Камимура Сюхэй специально для дуэта. Тонкая и изысканная мелодическая ткань произведений Микаэла Таривердиева обретает в исполнении традиционных японских инструментов новые грани привлекательности.

Молодые исполнители заявляют себя родоначальниками нового музыкального направления «гипер-трад-мьюзик», под которым они подразумевают концепцию национальных традиций, развивающихся в современном музыкальном материале. Видимо, именно в силу сочетания столь различных качеств, тембровой специфики и контраста японского исполнительского менталитета с западноевропейской классикой (музыканты играли Генделя — разумеется, в своей обработке) жюри профессионалов и присудило первое место японцам.

Only Juzzt (Германия)
Only Juzzt (Германия)


Однако симпатии зрителей остались на стороне ансамбля Only Juzzt — номинально «германского», но если мы посмотрим на имена участников (Константин Костов — фортепиано, Невиан Ленков — перкуссия и Михаил Леончик — цимбалы), то мы легко поймём, что «мюнхенцами» участники трио являются, как говорится, лишь «по прописке». Участники ансамбля Only Juzzt получили как классическое, так и джазовое образование; однако «Only Juzzt» в своём музицировании щедро мешают болгарский, русский и белорусский фольклор, без малейшего смущения миксуя народные славянские традиции с джазовыми свинговыми ритмами и приправляя их импровизациями и терпкими джазовыми гармониями. Видимо, петербургских меломанов впечатлили свобода изложения материала, способность исполнителей «мыслить музыкой» и роскошное обилие средств выражения.

Так или иначе, Гран-при останется в Петербурге как минимум до 2012 году — когда Terem-crossover пройдёт на берегах Невы в следующий раз.

Кирилл Веселаго
«Фонтанка.ру»

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор