Более половины жалоб на действия государственных заказчиков, рассмотренных в минувшем году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (УФАС), признаны обоснованными. Но многим нарушителям удалось уйти от ответственности. Об этом сообщается в официальном отчете управления.
Число поданных «петиций» за год возросло в 2,5 раза, что по мнению представителей УФАС «свидетельствует о возрастающем интересе предпринимателей к государственным и муниципальным заказам, о реальной и эффективной возможности защиты прав и интересов участников размещения заказа в досудебном порядке».
Всего за год по существу было рассмотрено 676 жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной и котировочной комиссии. 58 процентов из них признаны обоснованными. Наиболее частные нарушения – установление противоречащих закону требований к участникам либо к заявке, необоснованный отказ в допуске участника к участию в процедуре и т.д.
В антимонопольном органе убеждены, что одной из причин, негативно влияющих на размещение городских заказов, является некорректная трактовка положений законодательства в так называемых методических рекомендациях и разъяснениях Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ). Например, этот комитет рекомендует включать в проект госконтракта условие о праве заказчика на односторонний отказ от исполнения обязательств, что прямо запрещено федеральным законом. «Изложенные нарушения носят систематический характер», – констатируют в УФАС.
Руководство антимонопольного ведомства считает необходимым ужесточить ответственность за нарушения законодательства о госзаказе. Для чиновников, впервые совершивших такие деяния, которые не повлекли существенных нарушений частных, общественных или государственных интересов, предлагается предусмотреть самую мягкую форму административного наказания – предупреждение. Тогда как должностных лиц, повторно совершивших повлекшие существенные последствия нарушения, УФАС считает необходимым дисквалифицировать. Эту меру наказания будет назначать суд.
Всего в минувшем году было возбуждено 292 дела об административных правонарушениях в сфере госзаказа, но 72 процентов из них были прекращены, в том числе в связи с истечением срока давности: «Затягивание судебных дел по обжалованию решений и предписаний антимонопольного органа (иногда рассмотрение дел длится более года) приводит к невозможности применения мер административной ответственности за допущенные нарушения законодательства о размещении заказов», – отмечают представители управления.