Десятки тысяч петербуржцев, купившие до конца прошлого года полисы одной из крупнейшей страховой компании страны – «Росгосстрах», в случае несогласия с размером выплаты или отказа в возмещении ущерба, вынуждены будут обращаться с исками исключительно в московский суд. Между тем, правозащитники уверены, что эта юридическая «ловушка» подстроена была самой фирмой, пишет "Фонтанка".
В Петербурге интересы крупнейшего страховщика представляла его дочерняя структура – ООО «Росгосстрах-Северо-Запад». Однако в 2009 году была проведена реорганизация по присоединению всех компаний к единому юридическому лицу, зарегистрированном в подмосковном городе Люберцы. В регионах, в том числе в Петербурге, был создан филиал.
Руководство компании уверяло, что реорганизация не затронет интересов клиентов. На практике оказалось иначе: петербургские суды отказались рассматривать иски недовольных страхователей. Ведь правопреемником ООО «Росгосстрах-Северо-Запад» стала головная организация, а филиал по его обязательствам не отвечает.
Практика возврата исковых заявлений уже сложилась у мирового судьи участка № 168, где расположен офис компании, и в Приморском районном суде (уже вынесены десятки подобных определений). По мнению независимых юристов, они абсолютно законны и обоснованны.
Противники компании уличают ее в недобросовестности. "Я считаю, что все эти "игры" со сменой называния, сделаны, в том числе, и с целью создания сложностей для клиентов страховой компании на судебную защиту их интересов, – говорит Александр Холодов, глава Комитета по защите прав автомобилистов. – Ведь все иски по КАСКО теперь, по сути, должны рассматриваться в подмосковных Люберцах. С ОСАГО чуть легче – можно подавать в суд по месту жительства виновника в ДТП, добавив его в список истцов. Коммерческая выгода от таких задержек – это возможность какое-то время использовать чужие деньги. А кто-то может вообще отказаться от подачи иска, подумав, что это слишком сложно. Похоже, что изобретен новый способ заработка для страховой компании".
Это мнение подтверждается судебной статистикой: с 2008 года большинство страховых компаний активно препятствует выплатам, затягивая дела по судам. Видимо, страховщики считают такой путь экономически рентабельным.
В самом "Росгосстрахе" отрицают претензии, предлагая переадресовать их к судьям, которые не принимают иски, и законодателям, которые приняли нарушающие права страхователей процессуальные законы. В то же время добросовестно заключать с истцами соглашения о подсудности (то есть договориться, что спор будет рассматривать в Петербурге), компания не намерена.
Только в прошлом году к ООО "Росгосстрах-Северо-Запад" было подано около 250 исков на сумму свыше 100 тысяч рублей (статистика по мировым судьям отсутствует). Теперь большинство таких истцов вынуждено будет либо ездить на каждое заседание в Москву, либо нанимать столичного адвоката, либо согласиться с тем, что суд в Люберцах будет рассматривать дело, выслушивая только позицию ответчика.
Ситуация осложняется тем, что, согласно разъяснению Верховного суда России, страхователь (в частности, по ОСАГО) не является потребителем. А следовательно, на него не распространяется делегированное специальным законом право подавать иски по месту жительства.