Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 17

2 м/с, ю-з

760мм

81%

Подробнее

Пробки

1/10

Как сделать хищение мобильного делом невыгодным?

637
Валентин Илюшин
Валентин Илюшин
ПоделитьсяПоделиться

Мобильный телефон является сегодня наиболее распространенным объектом краж. А нападениям подвергаются самые незащищенные — в основном дети, женщины и пенсионеры. Как сделать так, чтобы преступник понял — ему не удастся сбыть с рук ворованный мобильный телефон, и, следовательно, нет смысла в краже? Этим вопросом «Фонтанка» совместно с агентством 2PR озадачила операторов сотовой связи, организовав круглый стол.

Мобильный телефон является сегодня  наиболее распространенным объектом краж. А нападениям подвергаются самые незащищенные — в основном дети, женщины и пенсионеры.  Подавляющее количество преступлений совершаются наркоманами и часто сопровождаются серьезными травмами — словом, риску подвергается каждый. На результат милицейских поисков рассчитывать не приходится. Как сделать так, чтобы преступник понял — ему не удастся сбыть с рук ворованный мобильный телефон, и,  следовательно, нет смысла в краже? Этим вопросом «Фонтанка» совместно с агентством 2PR озадачила операторов сотовой связи, организовав круглый стол.

Отметим, в прогрессивной Европе уже осознали всю серьезность проблемы и предприняли меры по предотвращению подобных преступлений путем блокировки. Например, в Испании крупнейшие операторы мобильной телефонии страны заключили соглашение, составив «черные списки» украденных мобильников. При попытке воспользоваться таким аппаратом, даже если вор установит новую карту, телефон будет «заморожен». Для того, чтобы блокировать украденный или потерянный мобильник, его законному владельцу достаточно позвонить оператору и сообщить 15-значный номер идентификации аппарата (IMEI). Тем не менее, специалисты вынуждены констатировать, что способ не дает 100% гарантии защиты, ведь составленный по неповторимым, в идеале, идентификационным номерам IMEI можно переписать даже в кустарных условиях. Хотя, например,  в Великобритании за перепрограммирование предусмотрена уголовная ответственность сроком на пять лет.

Россиянам, пострадавшим от действий злоумышленников, сотовые операторы прежде предлагают доказать, что утраченный телефон действительно принадлежал им. Для этого гражданину, пожелавшему заблокировать украденный мобильник, придется предъявить «связистам» все имеющиеся документы на трубку, начиная с самого простого — коробки из-под товара и чека, заканчивая гарантийным талоном. Ведь перепрошить код, как уже отмечалось ранее, не составляет труда. Кроме того, говорят представители сотовых компаний, на российском рынке гуляет немало «серых» аппаратов с идентичными IMEI кодами. И человеку, который купит телефон в магазине, могут отказать в обслуживании, если мобильный с таким же номером был когда-то украден. Представители сотовых операторов не называют точного количества таких телефонов, объясняя это тем, что статистику серого рынка никто не ведет. Так что вопрос, скорее, к производителям мобильников, а не к «связистам». 

К слову, как отметил управляющий партнер юридической компании «Pen&Paper» Валерий Зинченко, на Украине уже нашли способ борьбы с телефонной «паленкой». С 1 июля 2009 года там  запрещена продажа мобильных телефонов, чьи международные идентификационные коды IMEI отсутствуют в обобщенной базе данных автоматизированной информационной системы учета мобильных терминалов на территории Украины. Напомним, парламентарии Татарстана вносили в Госдуму проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» (в части установления обязанности операторов связи осуществлять контроль за идентификационными номерами средств сотовой связи), то есть фактически позволяющий блокировать похищенные трубки, однако постановлением  нижней палаты федерального собрания  от 10 октября 2008 г. эта инициатива была отклонена. Депутат Госдумы, замглавы Комитета по информационной политике, технологиям и связи Владимир Горбачев утверждает, что непрохождение многих инициатив по борьбе с кражами мобильных обусловлено, прежде всего, нехваткой финансов  для создания реестра похищенных телефонов. Средства для этого ни в госбюджете, ни в бюджетах сотовых операторов не предусмотрены.

В свою очередь, менеджеры компаний сотовых операторов ответственность за несовершенство механизма и неотлаженность работы взваливают на депутатов, ведь законодательная база, разрешающая блокировку, отсутствует. «Мы можем блокировать IMEI только по запросу государственных органов. В частности, МВД», - говорит технический директор Северо-Западного филиала ОАО «Мегафон» Сергей Семенов, с которым согласился и Зинченко, подтвердивший — операторам сотовой связи не предоставлено право блокировать телефоны. Между тем, представители «Мегафона» признались — несколько лет назад  услуга по блокировке краденых мобильников ими действительно оказывалась, однако в 2006 году президент подписал Федеральный закон «О персональных данных» - и от «помощи» клиентам пришлось отказаться.

«Все, что у нас есть — это лицензия на оказание услуг сотовой связи. Мы не имеем права заниматься оперативно-розыскной деятельностью», - отметила пресс-секретарь филиала ОАО МТС «Северо-Запад» Юлия Неменова. Ей вторит  и Семенов, особо подчеркнувший тот факт, что «в договоре с клиентом ничего не сказано о последующей блокировке терминала. «Это нарушит условия контракта. К тому же большого смысла в оказании подобной услуги для оператора нет. Любой бизнес делается ради прибыли. Не стоит об этом забывать», - заявил он.

В итоге представители сотовых операторов заявили, что «готовы идти навстречу своим клиентам и правоохранительным органам», но законов, регламентирующих что, когда и как — нет. «Блокировка не потребует от нас сверх вливаний. Все будет зависеть от объема абонентской базы. Наоборот, нам даже будет удобнее, поскольку мы предоставим своему клиенту более широкий спектр услуг, но мы не будем никого блокировать, пока будем иметь риск судебных разбирательств, ведь законов-то нет», - согласилась с самой идеей Неменова. Участвовавший в круглом столе депутат Госдумы Андрей Лебедев и юрист Зинченко подчеркнули, что ничего архисложного в соответствующих поправках к закону «О связи», над которыми, к слову, обещал подумать парламентарий, нет. «Стоит заняться подготовкой поправок, регламентирующих работу операторов сотовой связи в этой области, позволяющих им оказывать услуги по блокировке», - заключил Лебедев.

Тем не менее, эксперты бьют тревогу и видят основное препятствие для реализации «телефонной реформы» в «серых» мобильниках, которые фактически тормозят весь модернизационный процесс, ведь если человек из благих намерений захочет заблокировать свой украденный «белый» телефон, не факт, что под действие блокировки не подпадут тысячи граждан, вытянувших несчастливый билет, прикупив «серый» телефончик, номер IMEI которого идентичен «белому». Таким образом получается, что соблюдая права одного клиента, оператор невольно нарушает права другого. Специалисты настоятельно советуют приобретать телефоны в проверенных, брендовых магазинах, сравнивая покупку сотового на рынке с обменом валюты в подворотне, когда о каких бы то ни было гарантиях говорить, как минимум, наивно. Вопрос защиты гражданина путем блокировки упирается в «серые» телефоны, читайте, контрабандистов, ведь и техническая, и финансовая возможность есть, а вот неповторимых идентификационных номеров IMEI практически нет. Как говорится, рыбак рыбака, то есть карманник контрабандиста видит издалека.

Александра Гармажапова, «Фонтанка.ру»

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close