Планами на будущее, а также своими проблемами и способами их решения обменялись в понедельник представители зарубежных автомобильных производств и предприятий автокомпонентной отрасли в Санкт-Петербурге. Круглый стол прошел в рамках IV ежегодной международной конференции AutoInvest.
Открыл заседание первый заместитель председателя КЭРППиТ Сергей Фивейский, озвучив некоторые цифры продаж автомобилей на российском рынке: в 2009 году падение составило 49%, а в январе 2010 было потеряно по сравнению с прошлым годом еще 37%. С такими данными он обратился к докладчикам и попросил прокомментировать ситуацию, а также сообщить предполагаемые способы решения проблем.
Первым высказал оптимистические прогнозы Валерий Киселевич, президент Санкт-Петербургской ассоциации производителей автомобильных компонент (СПбАПАК). По его мнению, к 2014 году рост производства запчастей увеличится в два раза и составит 800 тысяч штук. Меры поддержки, по его словам, государство принимает запоздалые - особенно он выделил программу по утилизации старых автомобилей, - но все-таки некоторые из них довольно эффективны (госзакупки). Однако, чтобы остаться на плаву, многим компаниям приходится выходить на рынки вне нашей страны.
Вопрос нехватки инфраструктуры поднял Тимур Шоштаев, генеральный директор ЗАО «Интеркос-IV». Причем, как он сообщил, недостаток наблюдается не только в производственной сфере, но и в кадровой - ведь ни один ВУЗ не готовит автомобильных специалистов.
Об автопромышленности и классическом понятии автомобиля заговорил Андрей Бирюков, председатель совета директоров ЗАО «Яровит Моторс». По его мнению, классический автопром умрет навсегда, а заменит его абсолютно новая концепция автомобиля и его позиционирования. Классические механическая коробка передач и двигатель внутреннего сгорания изжили себя, а на смену им, сказал Бирюков, придет гибридный силовой агрегат, работающий на сжиженном (а не сжатом) водороде и электричестве.
Представители автоконцернов, заводы которых есть в Петербурге, сошлись на том, что наладить хорошую взаимосвязь с производителями автокомпонентов поможет город. Стимуляция спроса на автомобили увеличит продажи, а вместе с тем повысится и рентабельность переноса заводов в северную столицу. Ведь обеспечивать запчастями только один завод невыгодно - если производить, то для всех заводов сразу.
Еще одной проблемой локализации производимых на территории нашей страны автомобилей, по мнению собравшихся, является качество продукции, причем имеется в виду не только сама деталь и сборка, но и менеджмент компании. На это обращают внимание в первую очередь, однако далеко не все российские компании могут конкурировать с зарубежными заводами по этим параметрам.
Какой поддержки ждут производители автомобилей и запчастей? "Хотя бы моральной", - сказал Тимур Шоштаев. "Стимулируйте спрос а с остальным мы как-нибудь справимся", - улыбнулась Елена Березанцева, менеджер по связям с государственными органами ЗАО «Форд Мотор Компани».