
Большинство петербургских кредитных организаций закончило минувший год с прибылью, пусть даже значительно меньшей, чем раньше. Но общий финансовый итог двадцатки крупнейших банков города отрицательный – убыток более чем в 10 млрд рублей. На этом фоне некоторые финучреждения «второго» эшелона смогли повысить прибыль в два, а то и в пять раз.
Все опрошенные «Фонтанкой» финансисты убеждены, что основной этап кризиса пройден, и в этом году банковский сектор оживет. «Второй волны» никто не ожидает. Хотя нельзя исключать, что как раз к середине 2010 года проявятся основные, ныне сокрытые, проблемы.
Маленькие и доходные
По итогам 2009 года прибыль получили 16 из 20 петербургских банков, которые на начало года входили в число крупнейших. Три кредитные организации зафиксировали убыток, одна («Петро-Аэро-банк») прекратила существование.
Но доходность потеряли практически все лидеры рынка: прибыль «ВТБ Северо-Запад» (бывший ПСБ) сократилась в три с половиной раза, банка «Санкт-Петербург» - более чем в два раза. С убытком в 10,2 млрд рублей закончил год «КИТ Финанс», который в течение нескольких предшествующих кризису лет лидировал по росту прибыли. Отрицательный финансовый результат показали банк «Петровский» (бывший ВЕФК) и до недавнего времени также высокорентабельный «Балтийский».
Совсем другая ситуация наблюдается у не столь крупных кредитных организаций. Рекорд поставил французский «Калион Русбанк», увеличивший в 2009 году прибыль почти в пять раз. Его «догоняет» дочерний шведский «СЭБ-банк» – рост более чем в три раза. На порядок увеличили прибыль банк «БФА», дочерний финский «Данске-банк», а также банк «Александровский».
Неплохой финансовый результат показали «Энергомашбанк», «ПСКБ» и ряд других кредитных организаций.
В чем секрет такого роста? Если верить отчетности «Калион Русбанка», то основной доход он получил за счет переоценки средств в иностранной валюте (более 23 млрд рублей) и от операций по ее купле-продаже (еще почти 7 млрд). Благодаря таким операциям и сделкам прибыль обрели и другие новые «лидеры» рынка. Причем некоторые сделали это не в начале года, когда благодаря плановой девальвации рубля легко можно было проводить спекулятивные сделки, а в IV квартале.
Сами банкиры уверяют, что заработали вовсе не на валюте. Например, в пресс-службе банка «БФА» журналиста «Фонтанки» уверили, что «хорошие показатели по прибыли (рост более чем в 2,5 раза) получены в первую очередь благодаря удачной работе банка на рынке ценных бумаг и увеличению в начале года ставок по кредитованию». В «Энергомашбанке» также отметили, что почти половину доходов, как и прежде, принесло банку кредитование клиентов, а также комиссии от обслуживания счетов граждан и организаций. «Среди общих негативных тенденций прошлого года можно выделить высокие колебания курсов иностранных валют и котировок ценных бумаг, отраслевые риски, рост доли просроченных кредитов, – отмечает заместитель генерального директора «Энергомашбанка» Ольга Щербакова. – В первой половине года банк, как и многие кредитные учреждения, был озадачен вопросом наращивания задела ликвидности».
Честным быть выгодно
Причины отрицательного финансового результата куда более прозаичны. «Снижение прибыли большинства банков и даже убыток у некоторых кредитных организаций – ожидаемый результат 2009 года, – отмечает Владимир Джикович, президент Ассоциации банков Северо-Запада. – Основная причина – просроченные ссуды и невозвратные кредиты, по которым банки обязаны в соответствие с установленными нормативами начислять резервы за счет собственных средств, то есть прибыли. Как правило, у крупных банков просрочка выше, т.к. они кредитовали крупных заемщиков (особенно в сфере строительства). У небольших банков, чаще всего, и проблем меньше».
Его позицию разделяют и в самих кредитных организациях. Например, в банке «Санкт-Петербург» отметили, что основным фактором, повлиявшим на снижение прибыли, стало увеличение резерва на возможные потери по ссудам более чем в три раза – с 4,4 млрд до 13, 5 млрд рублей. «На 1 января уровень покрытия просроченной задолженности резервами составляет 176 процентов», – подчеркнули в пресс-службе банка.
Убыток «КИТ Финанса» связан не только с необходимостью наращивать резервы, но и очередными потерями от операций с ценными бумагами. Напомним, что именно спекулятивные сделки в сентябре 2008 года привели этот банк на грань банкротства.
Банк «Петровский», который, как и «КИТ», прошел санацию, в минувшем году снизил убыток, причиной которого также стала высокая доля просроченной задолженности и, соответственно, необходимость увеличивать резервы.
Однако, по мнению некоторых аналитиков, многие другие ныне прибыльные банки в этом году могут столкнуться с серьезными проблемами. Ведь в отличие от «Петровского» и «КИТа», где сменившееся руководство показывает весь портфель так называемых «токсинов» (просроченных или невозвратных кредитов), иные банки пытаются его спрятать, проводя, например, реструктуризацию. Центральный банк России потворствовал такой политике, введя с началом кризиса либеральные правила оценки «плохих» кредитов, а в конце минувшего года продлив их применение до 1 июля 2010 года. Поэтому если очередной пролонгации не будет, то, возможно, летом россиян ожидает очередная волна если не глобального банковского кризиса, то, как минимум, банкротств ряда кредитных организаций.
Несмотря на это, большинство опрошенных банкиров с оптимизмом смотрят в будущее. «Рентабельно можно было вести деятельность практически в любых сферах, – убежден Владимир Джикович. – Просто с началом кризиса произошло переосмысление работы на рынке – почти весь 2009 год ушел на выработку новых подходов в вопросе кредитования экономики. Во всех отраслях есть надежные заемщики, но банки долго выбирали тех, кто может обслуживать кредиты, кто имеет спрос на продукцию (например, по госзаказу) и сбалансированную финансовую политику. Сегодня надежные заемщики есть даже в сфере недвижимости, как жилой, так и коммерческой», – считает президент ассоциации банков.
«КИТ Финанс», как рассказали в его пресс-службе, в наступившем году планирует вдвое уменьшить операционные расходы за счет снижения издержек на персонал и закрытия неэффективных подразделений банка, сосредоточиться на кредитовании предприятий второго и третьего эшелонов и на работе с ипотечным портфелем.
Многие другие кредитные организации уклонились от комментариев ситуации до подведения официальных итогов года.
Ранее по теме:
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру