Авто Недвижимость Работа Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

09:36 17.06.2019

Андрей Котов в Place: Место для калики

Андрей Котов, создатель и бессменный руководитель уникального ансамбля древнерусской музыки «Сирин», дал в клубе Place сольный концерт: пел духовные стихи, аккомпанируя себе на колесной лире, и неспешно рассказывал о православной певческой традиции.

Андрей Котов в Place: Место для калики

Андрей Котов, создатель и бессменный руководитель уникального ансамбля древнерусской музыки «Сирин», дал в клубе Place сольный концерт: пел духовные стихи, аккомпанируя себе на колесной лире, и неспешно рассказывал о православной певческой традиции.

В качестве сольного исполнителя Андрей Котов, специалист по древнерусской музыке, появился в клубе впервые. До этого он несколько раз выступал здесь с коллегами по альбому «Душеполезные песни на каждый день» Сергеем Старостиным, Леонидом Федоровым и Владимиром Волковым: с духовными стихами, объемно оркестрованными голосами, виолой да гамба, гуслями и перкуссией. Теперь в одиночку и практически на том же материале – песнях на библейские сюжеты – Котов подробно показал (и рассказал), как такие песнопения могли звучать в прошлом, чем они различались и как видоизменялись во времени. Практически концерт-лекция, разве что седобородый певец в белой рубахе не поучал, а пытался погрузить слушателей в мир библейских истин.



И это не высокопарность фразы, а прямая задача музыкального материала и его исполнителя. Бродячие музыканты, «калики перехожие», пели духовные стихи, казалось бы, в совершенно не подходящих местах – на ярмарках и площадях, обращаясь к людям, занятым будничными, мелкими делами и мыслями. Стихи эти были чаще всего о вещах страшных и далеко не праздничных: о страданиях Христа, о душе, расстающейся с телом, о нищете и земных мытарствах. Сам Котов как-то провел небольшой эксперимент в парке «Коломенское». Договорившись с администрацией, встал у дороги, как простой уличный музыкант, с коробкой для денег и стал петь древние стихи. Зарабатывал, по его словам, немного, но сделал наблюдение, что «цепляют» гуляющих в основном короткие сентиментальные мелодии – только потом кто-то вслушивается в текст. Под некоторые мотивы даже можно поплясать, если вовремя не расслышать, что на самом деле это песня о неизбежности смерти или о Страшном суде. Соответственно, духовный стих может быть положен на более доступную мелодию – в зависимости от ситуации исполнения. Или наоборот, как спетый на концерте «Плач Иосифа Прекрасного», иметь в основе сложный и древний мелодический канон.



Колесная лира, на которой Котов подыгрывал своему пению, – инструмент, известный очень давно, а с XVII века он связан с русской культурой «калик перехожих». Такая лира есть в составе многих ансамблей ранней музыки (например, у петербургской Laterna Magica), ее осваивают и многие современные коллективы. Игра на ней не требует долгого обучения: колесный механизм заставляет струны звучать, а клавиши регулируют высоту звука. Таким образом, звучание может длиться сколько угодно, пока крутится колесо, интонация получается неразрывной, очень монотонной, будто скрипит земная ось. Бывают, конечно, разные модификации, но на концерте звучала трехструнная колесная лира с одной струной для мелодии и двумя – фиксированной высотности. К тому же, инструмент Котова и вовсе сделан из «восьмушки» виолончели. Сравнительная простота аккомпанирования позволяет сосредоточиться на пении, донести смысл текста. В этом отношении Котов абсолютно аутентичен: поет без ощутимого напряжения, но сдержанно и однообразно – так, что кажется, будто время начинает идти по-другому. Из бытового вытягиваясь в мифологическое. Даже когда певец в качестве шутки затягивает под колесную лиру: «Не думай о секундах свысока».



Оксана Булах
«Фонтанка.ру»

Фото Виктора Васильева

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»
 





Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор