Авто Недвижимость Работа Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

10:31 18.06.2019

Терминальный обман

С 1 января деятельность платежных систем, в том числе популярных терминалов, регулируется специальным законом. Но далеко не все сети его выполняют: зачастую клиент узнает о размере комиссии, которая будет удержана за перевод денег, только когда первая банкнота уже «проглочена».

Терминальный обман

accessnews.info

С 1 января деятельность платежных систем, в том числе популярных терминалов, регулируется специальным законом. Но далеко не все сети его выполняют: зачастую клиент узнает о размере комиссии, которая будет удержана за перевод денег, только когда первая банкнота уже «проглочена». Не исключено, что взимание комиссии при приеме платежей через терминал вообще может быть признано незаконным, что приведет к многочисленным конфликтам между потребителями, операторами сетей и получателями.

Отметим, правда, что новое законодательство не просто легализовало работу сетей, но и сняло ранее действующие административные барьеры. Уже с декабря через терминалы могут приниматься платежи за любые услуги, а не только за связь и ЖКХ. Ранее законы обязывали при переводе любых суммы проверять документы всех плательщиков.

Неизвестный процент

Теперь в каждом месте приема платежей агент (оператор сети) обязан предоставить плательщику информацию о размере уплачиваемого вознаграждения. Ничего нового эта норма не содержит: по действующему уже почти два десятка лет Закону РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставлять заказчику сведения о стоимости любой услуги. Никаких исключений для приема платежей не существует, а принятый летом минувшего года Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» лишь уточнил это правило.



Однако даже экспресс-исследование работающих в Санкт-Петербурге платежных сетей показывает, что зачастую закон игнорируется. В частности, в терминалах «Новоплат» до того момента, как пользователь вставит банкноту в купюроприемник, на экране горит «комиссия – 0 рублей». Потом эта цифра увеличивается до 3-5 процентов от номинала уже «проглоченной» купюры, но отказаться от платежа и вернуть деньги уже нельзя. Равно, как обычному пользователю не представляется возможным предварительно узнать об удерживаемом проценте.

Также ни один из исследованных журналистом «Фонтанки» терминалов не предоставляет и иные предусмотренные федеральным законом обязательные сведения. Например – адреса и контактные телефоны уполномоченных надзорных органов.

При попытке прояснить ситуацию, в юридическом отделе компании «Западно-Европейский финансовый союз» (оператор сети «Новоплат», хотя чеки пробиваются от имени некого ООО «Гранд-Торг») даже не дослушав вопрос заявили, что их «деятельность полностью соответствует закону» и положили трубку.

Некоторые платежные агенты публикуют информацию о ставках комиссий на своих сайтах. Например, при оплате услуги сотовой связи через сеть «Уникасса» (имеет более 200 терминалов) нужно заплатить комиссию в 4,5 процента (минимум 5, максимум 40 рублей). Переводы в адрес компаний «Северо-Западный Телеком» (домашний телефон), «Ростелеком» и МТТ (междугородняя и международная связь), а также ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» (коммунальные платежи) принимаются бесплатно.

В «Элекснет», включающей более 400 терминалов в Санкт-Петербурге, при оплате мобильной связи стандарта GSM (операторы «Мегафон», «МТС», «Билайн» и TELE2) будет удержано 5 процентов, но не менее 5 рублей. Услуги сети SkyLink-Петербург, домашнего и междугороднего телефона, а также коммунальные платежи также принимаются без взимания комиссии.

Бесплатные платежи

В целом новый закон не запрещает взимать комиссию за проведение платежа. Однако, внесенные в Закон РФ «О защите прав потребителей» поправки, вступившие в силу еще 5 декабря, запутали ситуацию. Они предусматривают, что обязательства потребителя перед исполнителем по оплате работ и услуг считаются исполненными в размере внесенных платежному агенту денежных средств. Следовательно, можно сделать вывод, что если гражданин внес в терминал (то есть, отдал платежному агенту) 100 рублей, то, соответственно, именно эта сумма должна быть зачислена на счет. В действительности, оператор удерживает из платежа свое вознаграждение и до получателя дойдет уже урезанная сумма.

Противоречие между двумя законами (по непонятным причинам они вступают в силу с интервалом в 26 дней) может привести к многочисленным конфликтам. Гражданин, имея на руках чек с указанием внесенной суммы, вправе требовать ее полное зачисление. Причем не от платежного агента, а от получателя. Если это удастся доказать, а из-за сокращения суммы клиент понесет убытки (например, сотовая компания отключит телефон за неоплату), именно получатель обязан будет возместить ущерб.

По мнению директора юридической фирмы «Премиум Лекс» Геннадия Слуцкого, в целом взимать комиссию можно – главное об этом предупредить: «Ознакомившись с информацией на экране, плательщик подтверждает своим платежом согласие с предложенным условием касательно комиссии. Тогда ее взимание законно. Если терминал о комиссии умолчал, или сообщил о ней только постфактум, то и удержание ее неправомерно, а вся сумма должна засчитываться в оплату самой услуги. Я убежден, что принята полезная и необходимая поправка. Это первый серьезный шаг к правовому урегулированию отношений, складывающихся между потребителями и услугополучателями при оплате услуг электронными терминалами», – отмечает Геннадий Слуцкий.

Однако сами операторы уклоняются от проблемы, считая вопрос взимания комиссий делом договоренности между владельцем терминала и плательщиком. Как пояснили в пресс-службе компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), «в договорах с партнерами не устанавливается комиссия сверх платежа для своих абонентов». Проще говоря – агент может устанавливать хоть 0, хоть 99 процентов. «Для наших абонентов всегда существует возможность оплатить услуги связи без комиссии – в салонах «Евросети» и многих других сетях салонов связи, офисах «Билайн», банкоматах наших банков-партнеров, – разъяснила пресс-секретарь петербургского филиала компании Марианна Янкова. – Более того, мы предлагаем абонентам ряд удобных инновационных способов оплаты без комиссии, например, платежи с банковской карты с помощью мобильного телефона».

Сергей Кузьмин, директор юридического департамента «МТС Россия», убежден, что владельцы терминалов вправе взимать вознаграждение за осуществление платежей, указывая его сумму в чеке: «Внесенные поправки регламентируют деятельность платежных агентов и позволяют работать по агентской схеме приема платежей не только банковским, но и другим платежным системам, имеющим соответствующие лицензии. То есть, окончательно легализуют агентскую схему. Кстати, в Санкт-Петербурге растет число абонентов, оплачивающих услуги мобильной связи без комиссии в салонах-магазинах МТС, в банкоматах, в кассах супермаркетов».

Свобода перевода

Однако в целом новое законодательство должно порадовать владельцев платежных сетей. Ранее любая организация, принимая деньги от гражданина, обязана была зафиксировать его персональные данные (фамилию, реквизиты паспорта, адрес регистрации и т.д.), даже если переводимая сумма составляла сто-двести рублей. Исключение делалось только для оплаты услуг связи (включая сотовой, доступа в интернет и т.д.), бюджетные и коммунальные платежи (включая охранную сигнализацию и т.п.), взносы садоводческих, огороднических, гаражно-строительных и т.п. кооперативов (объединений), оплатой услуг платных автостоянок и алиментов. Любое нарушение «антиотмывочного» законодательства грозило принявшей платеж организации штрафом в сумме до полумиллиона рублей.

Вступившие в силу 5 декабря поправки фактически отменили обязательную идентификацию плательщиков: сумму до 15 тысяч рублей можно переводить не предъявляя паспорт. То есть, теперь владельцы терминалов могут заключать договора с поставщиками любых услуг.

Новый закон действует пока не в полном объеме. Самая сложная для операторов статья, обязывающая установку специальной контрольно-кассовой техники, вступит в силу только с 1 апреля. Эта же норма определяет перечень реквизитов пробиваемого чека – в него должны вноситься сведения о сети (наименование компании, адрес, ИНН и пр.), контактный телефон, сумму, размер комиссии и т.д. Большинство терминалов уже печатает эту информацию за исключением, иногда, телефона поставщика (то есть организации, в чей адрес переводятся деньги – оператора сотовой связи, ВЦКП, провайдеров и т.д.).

Антон Одынец, Фонтанка.ру

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор