Авто Недвижимость Работа Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

22:31 25.06.2019

«Петербург-2009» в Манеже: Союз членов Союза художников

В Манеже показывают ежегодную выставку новых произведений петербургских художников, своеобразный арт-отчет города за прошедший год. Однако смотреть здесь надо не столько вещи, имеющие в подписи дату «2009-й», сколько все остальные.

«Петербург-2009» в Манеже: Союз членов Союза художников

В Манеже показывают ежегодную выставку новых произведений петербургских художников, своеобразный арт-отчет города за прошедший год. Однако смотреть здесь надо не столько вещи, имеющие в подписи дату «2009-й», сколько все остальные.

По концепции организаторов, принцип выставки – от каждого художника по одной работе за предыдущий год – призван в итоге собрать цельную картину текущего художественного процесса в городе. В 1993 году, когда это придумали, получившаяся солянка действительно могла претендовать на сравнение со «справочником современного искусства», как Манеж рекомендует свой проект. Тогда галерей и выставочных площадок было мало, а зал еще имел репутацию главного места прописки новейших течений. Сегодня он его не имеет и не может иметь: подавляющее большинство выставленных работ – сотни погонных метров еще пахнущих маслом холстов – могли быть написаны и десять, и двадцать лет назад, и говорит это главным образом о том, что в городе огромное количество живописцев и что они продолжают покупать расходные материалы и использовать их по назначению. Это только на словах проект затевался ради новых работ: они задвинуты на второй этаж, в безликие ряды ободранных и пыльных беленых советских стендов, и в этом месиве совершенно отсутствуют признаки кураторской воли и желания организаторов хоть как-то структурировать экспозицию, чтобы ее хотелось посмотреть.

Дмитрий Конрадт
Дмитрий Конрадт

Дмитрий Шагин
Дмитрий Шагин

Феликс Волосенков
Феликс Волосенков


Правда, из прошлогоднего урожая организаторы выбрали буквально десяток вещей самых медийных персонажей города и повесили их в самом начале экспозиции, словно громкий эпиграф. Григорий Ющенко, член скандальной арт-группы «Протез», мастер превращений идолов в трэш и обратно, выставил большую работу «Свидетели глаза», где семейство жутковатых андроидов без половых признаков обменивается глазами. Аня Желудь, участвовавшая в прошлогодней Венецианской биеннале и известная своими трехмерными рисунками из толстой проволоки, прислала минималистичную «Ванную» с растянутым душем – привычное балансирование на грани абстракции. От Виктора Тихомирова, мастера митьковского лубка, – «Утро в Таросе» с четырьмя шишкинскими мишками, раскиданными по торчащим льдинам, в которых иногда читаются кресты. При виде этих работ в голове возникает длинный ряд имен актуальных городских художников, постоянно выставляющихся в лучших галереях Петербурга, мелькающих в московских и западных проектах, но никто из них в Манеже не представлен: надо понимать, не захотел быть представленным.



Аня Желудь
Аня Желудь

Виктор Тихомиров
Виктор Тихомиров


Зато очень хорошо показано творчество старших поколений: одним из самых цельных и удачных разделов являются мини-экспозиции юбиляров, сжато рассказывающие о двух десятках известных художников и фотографов, которые в 2009 году отметили юбилеи от 50 до 80 лет. Отлично подобраны серии фотографий на темы времени и памяти, изделия Императорского фарфорового завода с возлияниями времен Петра I и пареньками в «адидасе» и с пивом. Любопытно посмотреть на новейший постмодернистский кунштюк группы «Таджикс-арт» – копии известных западных живописцев-модернистов в исполнении двух таджикских гастарбайтеров. Повторения Ротко, Баскиа, Хэринга и Твомбли довольно близки оригиналам, замечательно получаются вариации на тему Поллока, а вот попытки взрезать холст в стиле Лучио Фонтана не удались – нет легкости и красивого жеста, за которые ценят самого Фонтану.

"Таджикс-арт": вариации на тему Поллока
"Таджикс-арт": вариации на тему Поллока


И в этом контексте уже не удивляет проект «Не только дети», в рамках которого Фонд помощи взрослым «Живой» показывает фотографии людей с тяжелыми травмами и рассказывает о них, а также приглашает облегчить их судьбу пожертвованиями. Хорошее дело, кто же спорит? Хуже то, что выставка в целом выглядит актом социальной помощи художникам, которые на самом деле никому не нужны.

Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»

О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки».

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор