Подконтрольная "Ростехнологиям" ГТК "Россия", пятая в стране по объемам перевозок, признана одной из самых проблемных российских авиакомпаний. Долг перевозчика достигает 6 млрд рублей. Выходом из ситуации может стать передача "России" Петербургу, который давно хотел получить долю в компании.
Но это может поставить крест на амбициозном проекте "Ростехнологий" по созданию новой авиакомпании "Росавиа", пишет «Коммерсантъ». Глава Росавиации накануне Геннадий Курзенков назвал ГТК "Россия" в числе наиболее проблемных российских авиакомпаний. Но, уточнил чиновник, решение проблем должно произойти в ближайшие дни. Источники "Ъ", близкие к "Росавиа", Минтрансу и администрации Петербурга, рассказали, что речь идет о передаче ГТК "Россия" в собственность города.
По словам двух собеседников "Ъ", этот вопрос будет обсуждаться в среду на совещании у вице-премьера Сергея Иванова, курирующего транспортную отрасль. Источник, знакомый с позицией "Ростехнологий", говорит, что инициатива в процессе исходит не от них, но госкорпорация "в принципе не против". Источник в Минтрансе добавляет, что недавно министерство направило в "Ростехнологии" письмо. В нем говорилось, что, если госкорпорация не собирается далее инвестировать в ГТК "Россия", Минтранс не возражает против передачи компании Петербургу, который не раз заявлял о желании получить ее.
В "Ростехнологиях" от комментариев отказались, но вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов вчера подтвердил "Ъ", что в среду Сергей Иванов проведет совещание по проблемам ГТК "Россия", в котором примут участие губернатор Валентина Матвиенко и сам Юрий Молчанов. Передачу ГТК Петербургу город "готов рассмотреть при определенных условиях". "У компании более 6 млрд рублей долга, и цель обсуждения — как вывести ее из кризисного положения",— пояснил Юрий Молчанов.
Но источник, знакомый с позицией "Ростехнологий", говорит, что в случае передачи ГТК "Россия" городу, госкорпорация, напротив, планирует получить некую компенсацию за свои усилия по управлению компанией. Вчера госкорпорация распространила сообщение по поводу ГТК.
ГТК "Россия" создана в октябре 2006 года путем объединения ФГУП ГТК "Россия" (Москва) и ФГУАП "Пулково" (Петербург). Парк авиакомпании состоит из девяти Airbus A319, пяти A320, пяти Boeing 737 и трех Boeing 767. По итогам девяти месяцев 2009 года она перевезла 2,33 млн пассажиров (пятое место в России), что на 22,1% меньше, чем в 2008 году. Формально ГТК "Россия" перешла под контроль "Ростехнологий" в июне этого года. С марта 2009 года финансами ГТК "Россия" в должности советника гендиректора "Ростехнологий" Сергея Чемезова занимался бывший замглавы Минрегиона Владимир Бланк. Возможность передачи ГТК "Россия" Петербургу говорит о том, что "Ростехнологии" фактически отказываются от создания нового государственного авиаперевозчика "Росавиа" как объединения переданных госкорпорации активов, считают эксперты.