Торговцы автомобилями увидели новую угрозу для своего бизнеса: число машин, обслуживающихся по гарантии, за два года снизится на 40%. А это сейчас единственное, что приносит им доход.
Падение продаж автомобилей, за 10 месяцев достигшее 51%, несет новую беду. Со временем уменьшится и парк машин, находящихся на гарантии, заявил на конференции «Ведомостей» партнер PricewaterhouseCoopers (PwC) Стенли Рут. К 2011 г. парк иномарок в возрасте до двух лет — а почти все они находятся на гарантии — сократится с пикового значения начала 2009 г. на 40% — с 4,74 миллионов примерно до 2,3 миллионов, прогнозирует директор по стратегическому развитию холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко. Чтобы сохранить свой сервисный парк в будущем, дилеры вынуждены поддерживать уровень продаж, в том числе с помощью скидок, говорит финансовый директор группы «Автоспеццентр» Олег Мосеев.
По данным Boston Consulting Group (BCG), приведенным в проекте развития российского автопрома, в структуре прибыли российских дилеров на послепродажное обслуживание автомобилей приходилось 15-25%, еще 3-10% — на продажи подержанных автомобилей, а остальное приносит продажа новых автомобилей. При этом, например, в Германии послепродажное обслуживание приносит дилерам 75% прибыли, а продажа новых машин — лишь 15%. В России ситуация будет приближаться к европейской, уверены эксперты BCG.
Это уже почти произошло. Обслуживание автомобилей — главное, на чем сейчас зарабатывают дилеры, объясняет президент Российской ассоциации автодилеров Дмитрий Гулин. Доход от продаж новых автомобилей упал в два раза, а от сервисов почти не изменился и за счет него поддерживается стабильность дилерских центров, добавляет гендиректор «Автомира» Николай Груздев. Если раньше доля сервисов в обороте дилеров не превышала 50%, то теперь составляет 50-90%, причем особенно высока в регионах, где продаж практически нет, говорит руководитель информационного проекта auto-dealer.ru Олег Дацкив.
Парк машин-двухлеток за полгода существенно сократился и сейчас составляет около 3,3 миллионов, подсчитал Терещенко. В итоге доходы дилеров от сервиса в 2009 г. упадут на 10-20%, а в следующем падение составит до 50%, резюмирует Мосеев.
Главная задача дилеров сейчас — удержать клиентов на сервисе, в том числе и по завершении срока гарантии, поэтому необходимо разрабатывать специальные программы, снижая цены на обслуживание автомобилей «в возрасте», говорит Терещенко. Отчасти за счет таких программ «Атлант-М» удалось удержать загрузку сервиса на уровне 80-90% от прошлогодней (по нормо-часам), добавляет он.
В этом году клиенты уходили от официальных дилеров в независимые сервисы, услуги которых намного дешевле, отмечает Дацкив, поэтому меры по удержанию постгарантийных клиентов приняло большинство дилеров. Некоторые предлагают 50%-ную скидку на нормо-часы и запчасти по окончании гарантии (это уравнивает цену с независимыми сервисами). Помогают и производители: учитывая, что сейчас люди не готовы менять автомобиль каждые три года, Kia увеличила гарантийный срок до пяти лет. Mercedes предлагает купить дополнительный год гарантии (или 60 000 км пробега) за 780 евро. Многие дилеры Ford при его поддержке дают скидки в 25-40% на ремонт автомобилей старше двух лет, у Hyundai действовала 15%-ная скидка на сервисное обслуживание автомобилей старше четырех лет.
Автодилеры задумались о будущем: объемы сервисного обслуживания снижаются
ПО ТЕМЕ