На дорогах Петербурга сегодня сыро, а скоро будет ещё и солоно - "Спецтранс" переходит на зимний режим. Как и кто будет убирать город этой зимой, и можно ли получить компенсацию за испорченные ботинки, знают петербургские "Вести".
Верная примета петербургской зимы - грязная обувь с белой оторочкой. Полоска соли на ботинках и сапогах начнет выступать уже на этой неделе - в четверг уже синоптики прогнозируют похолодание до -1 градуса и небольшой снег. А это значит, что дороги и тротуары вновь начнут обрабатывать смесью натрий хлора.
Метод старый, а вот солить в этом сезоне будут по новому. Что называется, "под присмотром" системы Навигатор. Пока её дорабатывают, но схема уже ясна.
Сергей Булах, директор центра комплексного благоустройства: "Если мы видим квадратик - это тротуароуборочная техника. Если видим треугольник - это дорожная техника, которая на дороге работает".
Под контролем почти весь парк Петербурга - 1125 единиц зимней техники. Когда систему запустят, следить за ней в режиме онлайн смогут не только в профильном ведомстве, а из любой городской квартиры, если есть интернет и желание. Цвет треугольника или квадрата расскажет чем занят водитель. Если синий - поливает и моет улицы, зеленый - подметает, красный - посыпает крупной солью. Петербуржцам, уверены, должно понравиться. Маленький нюанс - когда начнется снегопад, коммунальщики опять будут запаздывать. Говорят - из-за синоптиков.
Андрей Подобед, директор Государственного унитарного дорожного специализированного предприятия "Купчинское": "Если через секунду начнется снегопад, то вся техника у нас до сих пор в колонне. Мы же ориентируемся на прогноз. И прежде всего, зима начинается неожиданно для синоптиков. Чтобы этого избежать, мы проводим ряд мероприятий. При угрозе снегопада выставляем технику на наиболее сложных участках города, и она там дежурит круглосуточно."
В этом сезоне ставку делают и на превентивные методы борьбы с осадками. Например, если вечером обещают снег и гололедицу, проезжую часть и тротуары заранее обработают соляным раствором.
Сергей Булах, директор центра комплексного благоустройства: "Мы должны сделать чистый асфальт. Накат, как таковой, он не предусмотрен. Попробуйте какую-нибудь улицу не обработайте и не представьте городу в асфальте. Значит, тут же ГИБДД, ГАТИ, администрация немедленно начнут звонить в дежурную службу комитета, в дежурную службу ЦКБ, председателю комитета, директору центра комплексного благоустройства. Притом это серьезная проблема. Да вы что, это недопустимо вообще."
Петербуржцы напротив, недопустимым считают улицы солить. Через терминал оплаты мобильных усоуг петербургские "Вести" спросили какими средставми, по мнению жителей, нужно бороться с гололедом. За старый соляной метод - 17%. Подавляющее большинство поддерживают новомодную и дорогую гранитную крошку - 55%. 8% опрошенных считают, что делать ничего не нужно. И каждый пятый предлагает шутливый, радикальный способ - вообще не выходить из дома.
Но гранитная крошка не панацея, заверили в центре комплексного благоустройства. Даже соседи-фины зимой добавляют соленую приправу на магистрали.
Сергей Булах, директор центра комплексного благоустройства: "В Финляндии работают с солью. Крошка - да. Гранитная крошка сыпется на накат на тротуарах, для того, чтобы люди не скользили и не падали."
Главное достоинство гранитной крошки в том, что весной её можно собрать и использовать повторно. Но это не для петербургских ветров и ливневой канализации. Сидеть дома - тоже не вариант. Вот он, например, должен выходить на улицу каждое утро и каждый вечер - нужда заставляет. Арагорн Лавли, он же Гоша, он же Гога, гуляет только в ботиночках. На соль у брюссельского грифона аллергия, так что без обуви он и шагу ступить отказывается.
Юлия Лошкова, хозяйка собаки: "Они поджимают ноги и не хотят идти. У меня, например, собака начинает плакать сразу. Поэтому хочешь, не хочешь, приходится сразу брать его на руки, если у него не одеты ботинки.
Дешевый по сравнению с другими реагентами хлорид натрия, всего две тысячи рублей за тонну, доставляет неприятности не только собаководам. Соль портит обувь, разъедает металл автомобилей, губит городские деревья и даже, что гораздо опаснее, здания, говорят экологи.
Виктор Соловьев, завкафедрой общей экологии Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии: "Меняется микрофлора почвенная, и это опасно бывает для подземных сооружений, где агрессивная среда, которая создается, разрушает коммуникации и сети. Даже фундаменты зданий."
Так показалось жителям дома на Милионной 23. Они подали в суд на жилищный комитет и комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. Люди утверждали, именно дорожная соль довела здание до такого состояния - кирпичная кладка начала разрушаться.
Михаил Беляев, председатель ТСЖ "Миллионная 23": "Поначалу казалось, что дело будет выиграно, потому что наши требования были минимальны. То есть не возместить ущерб, нанесенный собственникам дома по утрате от разрушений. А просто запретить в дальнейшем обсыпать солью только наш дом."
Но дело они проиграли. В решении так и написано - доказательств вредного воздействия соли на конструкции дома истец не представил, поэтому иск следует отклонить.
Пытаться возместить ущерб за испорченную обувь - ещё накладнее, и по времени, и по деньгам. В Петербурге, говорят адвокаты, таких прецедентов пока не было. В любом случае рассчитывать на успех бессмысленно, это нам объяснили в Обществе защиты прав потребителей. Коммунальщики работаютпо ГОСТам, а значит, все законно.
Николай Кузнецов, председатель общества защиты прав потребителей: "Вины их нет. Они используют реагенты, которые узаконены государственными стандартами. В данном случае это соль с какими-то определенными добавками. А раз вины нет, гразданское процессуальное законодательство говорит, что нельзя взыскать."
Для противников соли это слабое утешение. Например, жители 23 дома по Миллионой улице собираются оспаривать решение суда. А в снегопад выставлять по периметру здания круглосуточную охрану и просто не пускать спецтехнику на тротуар. Хотя, такие радикальные методы, возможно, и не потребуются - последние зимы в Петербурге теплые. Коммунальщики это учитывают и присаливают гораздо меньше. В этом году натрий хлора закупили всего 80 тысяч тонн - в четыре раза меньше, чем в 2000 году.