Глава компании "Объединенные автомобильные технологии" Владимир Аветисян нашел главное лекарство для спасения российского автопрома. Это - ограничить возможность россиян покупать "другие машины".
Чудодейственное лекарство для спасения российского автопрома найдено! Назвать его с предельной откровенностью не постеснялся Владимир Аветисян, глава компании "Объединенные автомобильные технологии" (ОАТ), в которой планируется сосредоточить заводы по производству автокомпонентов для российского автопрома. Итак, рецепт прост: надо максимально ограничить возможности россиян покупать иномарки.
Наверное, нужно начать с того, что, по мнению главы ОАТ, собственный автопром России необходим просто сам по себе, как атрибут великой страны. "Такие мнения высказываются: "Давайте покупать или строить у себя сборочные заводы известных брендов". Но так рассуждать нельзя! Мы же все-таки великая держава, а автопром является одним из столпов экономик развитых стран", - заявил В.Аветисян в интервью газете "Ведомости", опубликованном в понедельник.
Из этого следует, что вполне уместна господдержка отечественного автогиганта - "АвтоВАЗа", испытывающего перманентные трудности, которые были лишь усилены кризисом. По словам главы ОАТ, "помочь "АвтоВАЗу" необходимо, плохой он или хороший", "необходимо помогать и поставщикам комплектующих, потому что без них "АвтоВАЗ" остановится". Причем речь идет не только о финансовой поддержке, но и о защитных мерах. "Государству нужны флагманы (…) И речь идет не о рыночных методах воздействия на экономику - нужны серьезные протекционистские меры", - убежден В.Аветисян.
И вот, наконец, лекарство для отечественного автопрома от главы ОАТ. "В чем проблема "АвтоВАЗа", а соответственно, и всех производителей автокомпонентов? Машин нужно производить больше. Это возможно в том случае, если их будут больше покупать. Тогда проблема-то очевидная: рынок не покупает машины. Поэтому нужно, видимо, ограничить возможности покупать другие машины. Непопулярная мера? Конечно, непопулярная. Нерыночная? Нет. Но кого надо спасать? Китайцев? Немцев? Еще кого-то? Я не говорю о том, чтобы закрыть им доступ, но дать преимущество своим, безусловно, необходимо", - рассуждает глава ОАТ.
Причем к настоящему времени государство прочно увязло в автомобильной промышленности и, похоже, будет ее главным спасателем. "Это государственный проект, и надо признать, что тихая национализация автопрома уже произошла", - полагает В.Аветисян. Он пояснил, что имеет в виду кредиты госбанков, которые автопредприятиям невозможно будет вернуть. "Эти кредиты и обслуживать-то уже невмоготу. Поэтому тихая национализация через вхождение госбанков в акционерный капитал - это возможное оздоровление предприятий, находящихся в глубоком кризисе, прежде всего из-за падения объемов производства", - полагает он, допустив, что, когда экономика и производство вновь начнут развиваться, может произойти и приватизация. "Кстати, это неплохой бизнес для государства", - отметил бизнесмен.
При этом, что касается бизнеса самой ОАТ, то, судя по всему, кризис существенно скорректировал первоначальные замыслы сосредоточить в этой компании все ключевые производства автокомпонентов для отечественного автопрома. Летом прошлого года, когда создавалась ОАТ, предполагалось, что ОАТ будет управлять заводами, входящими в холдинг "Автокомпоненты" (принадлежит "Оборонпрому", по 50% акций которого в собственности "Ростехнологий" и Росимущества). Потом было принято решение о покупке предприятий группы СОК. Третья группа активов - производства компонентов, которые должны были быть выделены из "АвтоВАЗа". Четвертая группа - создаваемые СП с использованием современных технологий. В докризисный период создатели холдинга намеревались в течение 3 лет вывести его на международную биржу. Однако кризис не дал сбыться всем этим радужным планам, и ОАТ получили лишь небольшую часть из того, чем предполагали управлять. В феврале 2009 года компании были переданы автокомпонентные предприятия "Ростехнологий", а остальные проекты были приостановлены. При этом до сих пор "Ростехнологии" не вошли в капитал ОАТ, и их владельцем являются структуры компании "Тройка Диалог". Все производители автокомпонентов работают с отрицательной рентабельностью, а объем продаж предприятий, которыми управляет ОАТ, упал более чем вдвое по сравнению с прошлым годом до 6 млрд рублей, сообщил В.Аветисян.
Будущее ОАТ тоже представляется туманным. Как сообщил В.Аветисян "Ведомостям", с учетом планов "АвтоВАЗа" перейти на сборку машин на платформе Renault производства компонентов в нынешнем виде будут не нужны. "То есть нам говорят: вы наши партнеры, вы нас поддержите какое-то время, пока мы выпускаем "классику", "Калину", "Приору", а потом вы умрете", - констатировал глава ОАТ, припугнув, что в компаниях-поставщиках работает не меньше людей, чем на "АвтоВАЗе". "Практически везде, где находятся производители компонентов для "АвтоВАЗа", это градообразующие предприятия в малых городах, которые и строились для того, чтобы дать людям работу. Это сотни таких маленьких Пикалево, от их проблем никуда не уйти", - подчеркнул глава ОАТ.
Кстати, как доверительно поделился с "Ведомостями" сам В.Аветисян, его сын работает вместе с ним в ОАТ, в стратегическом блоке. "Я же не Саркози (президент Франции, чей сын отказался занять пост председателя правления крупной французской компании из-за должности отца), где-то же должен работать мой сын", - сказал В.Аветисян.
Интересно, какой марки у г-на Аветисяна автомобиль?