Конституционный суд "приговорил" смертную казнь к "анафеме". Согласно постановлению, оглашенному 19 ноября в здании Сената, высшая мера наказания не может применяться на территории страны, так как Россия 12 лет назад стала участницей протокола №6 к Европейской конвенции.
Напомним, инициатором рассмотрения этого дела в КС стал Верховный суд, который направил соответствующий запрос 29 октября. ВС выразил озабоченность тем, что уже с нового года у судов общей юрисдикции может возникнуть неопределенность — имеют ли они право приговаривать к высшей мере наказания. Эта неопределенность, по мнению ВС, связана с постановлением Конституционного суда от февраля 1999 года, где было указано, что на смертную казнь вводится мораторий до тех пор, пока на всей территории Российской Федерации не будут функционировать институты присяжных заседателей. С 1 января 2010 года суд присяжных вводится в последнем регионе — Чеченской республике. Соответственно, формальные препятствия для назначения смертной казни отпадают.
Для рассмотрения запроса о смертной казни КС даже изменил собственным принципам и назначил слушание вне очереди, "в силу неотложности и чрезвычайной значимости поставленного вопроса". 9 ноября состоялось заседание, участники которого единодушно высказались против возрождения высшей меры наказания. Представитель правительства отметил, что население, голосуя за высшую меру, имеет в виду такие преступления, как педофилия, наркобизнес, коррупция и терроризм, но при этом не понимает, что за эти деяния смертная казнь не предусмотрена вообще. Первые три, согласно Уголовному кодексу, не угрожают жизни человека (а только это является условием), а терроризм и вовсе исключен из перечня дел, которые может рассматривать суд присяжных.
Отметим, Конституционный суд принял решение в необычайно короткие сроки. Как правило, на это уходит до 3-4 недель. Постановление же по делу о смертной казни было оглашено через 10 дней после рассмотрения.