Петербуржцы все чаще недовольны лечением в частных клиниках — к такому выводу пришли эксперты на круглом столе, который проводился в Агентстве Бизнес Новостей на "круглом столе". Собравшиеся обсудили проблемы платной и бесплатной медицины, а также перспективы развития петербургского рынка добровольного медицинского страхования.
В Петербурге ежегодно в государственных медучреждениях лечение проходят около 1 млн человек. В частных клиниках - пациентов в десятки раз меньше. Однако, несмотря на столь значительную разницу, подавляющее большинство жалоб приходится именно на работу частных клиник, заявила начальник отдела контроля качества медицинской помощи населению городского комитета по здравоохранению Марина Андреева.
По ее словам, в нынешнем году в Петербурге количество жалоб на частные медучреждения выросло на 30%. Так, в 2008 году претензии к работе частные медклиник составляли 10% от общего числа жалоб. В текущем году количество "недовольных" увеличилось до 40%.
"В 90% случаев обращения пациентов не устраивает качество стоматологических услуг и протезирования, еще 10% случаев связаны с осложнениями после оказания медпомощи", - пояснила Андреева.
В комитете по здравоохранению всплеск недовольства частично связывают с неразвитой системой управления в частных медучереждениях, частично - с изначально завышенными ожиданиями самих пациентов.
При этом в комитете не скрывают: претензии есть и к работе государственных медучреждений. На "горячую линию" ежегодно поступает более 20 тысяч звонков. В каждом втором случае люди жалуются на работу врачей и медсестер. Чаще всего врачам государственных лечебных учреждений указывают на "грубость и невнимательность по отношению к пациентам". Доля таких обращений составляет порядка 30% от общего количества жалоб. Еще 15% обращений связаны с качеством оказанной медпомощи. При этом Андреева отметила, что за последний год жалобы именно на оказание медпомощи сократились на 20%. Также, по ее словам, ежегодно снижается количество обращений по поводу взимания денег в госучреждениях. Так, в 2007 году в комитете зафиксировали 383 обращения по этому поводу, в 2008 году - 89, с начала 2009 года - 69 обращений.
Далеко не все пациенты обращаются с жалобами на дополнительные платные услуги в государственных медучреждениях, уверен начальник отдела по работе с гражданами территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга Геннадий Лопатенков.
Эксперт озвучил результаты анонимного анкетирования, проведенного фондом в Петербурге. Согласно исследованию, 23% горожан, лечившихся по полису ОМС в государственных больницах или поликлиниках, в той или иной степени платили за лечение в стационарах. В основном, деньги тратились на расходные материалы и лекарства.
"В среднем, расходы на лечение, связанное с хирургическим вмешательством, составили 2,7 тыс. рублей на человека, на не хирургическое - 2,1 тыс. рублей", - сообщил Лопатенков. При этом, то же самое анкетирование показало, что петербуржцы оценивают работу медиков на твердую четверку и в целом удовлетворены качеством оказания медпомощи и оснащенностью поликлиник и больниц медоборудованием. Сами медики единодушны: количество денег напрямую не влияет на качество лечения. Разница между платными и бесплатными клиниками - только в сервисе.
Выбирая медицинское учреждение, потребитель ориентируется не столько на рекламу или известность клиники, сколько на советы знакомых и родственников. Основной принцип выбора клиники сейчас - "сарафанное радио", отметил президент Медицинской ассоциации Санкт-Петербурга, главврач Елизаветинской больницы Борис Тайц.
Он подтвердил, что пациенты практически не жалуются на назначенные врачом препараты или технику, а вот на невнимание врача к пациенту жалоб много.
Для того чтобы улучшить качество оказания медуслуг необходимо привязать государственное финансирование в рамках системы ОМС не конкретному учреждению, а к конкретному человеку, уверена коммерческий директор российско-финской клиники "Скандинавия" Марина Бродская.
"Пациент должен "голосовать ногами", выбирая, какой именно клинике государство будет платить за его лечение. Подобный опыт уже существует в скандинавских странах, и он дает свои результаты: качество медпомощи и отношение врача к пациенту становятся на порядок выше", - отметила она.
Отдельно эксперт затронула проблему работы частных клиник с пациентами по системе ОМС. "Для частных клиник единственная причина "вхождения" в систему ОМС - это работа "на перспективу". В настоящее время большинству клиник работать с такими пациентами невыгодно", - признала М. Бродская.
"Не стоит чрезмерно драматизировать ситуацию с качеством оказания медпомощи", считает заместитель главного врача Клинической больницы №122 им. Соколова Андрей Овчинников.
Он отметил, что за последние годы произошло качественное развитие здравоохранения, улучшилась диагностика, появилась новая техника. Одновременно с этим врачам стало работать значительно сложнее: если ранее квалифицированный специалист работал с десятками-сотнями лечебных препаратов, то сейчас появились тысячи новых лекарств. Врачу требуется намного больше времени и знаний, чтобы "быть в курсе".
Отдельно эксперты остановились на ситуации на петербургском рынке добровольного медицинского страхования. По словам президента Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Евгения Дубенского, страховые премии на рынке ДМС в Петербурге с начала года сократились на 20%. Одновременно с этим выплаты страховых компаний по ДМС увеличились на 40%.
Дубенский отметил, что в настоящее время страховое сообщество обеспокоено ситуацией с рынком ДМС: убыточность по этому виду страхования зашкаливает за 100%. "В прошлом году уже после заключения договоров на ДМС медучереждения подняли цены на свои услуги на 30%. Такие действия ставят страховщиков на грань банкротства. Сейчас страховые компании либо субсидируют ДМС из других видов страхования, либо вовсе вынуждены от него отказываются", - констатировал эксперт.
Он отметил, что сейчас порядка 10% горожан имеют полис добровольного медицинского страхования. "В основном, это сотрудники крупных компаний. Случаи выбора ДМС физлицами даже для такого большого города как Петербург - единичны", - пояснил Дубенский.