Правительство до сих пор не дало поручения Минпромторгу продлить программу льготного автокредитования на 2010 г. Это значит, что частные банки, получившие наконец возможность участвовать в программе, смогут выдавать такие кредиты только до конца года, пишут "Ведомости".
Правительство готово допустить все банки к программе автокредитования с субсидированной ставкой: постановление № 855 позволяет получать субсидии тем, кто направит с 1 ноября по 1 декабря заявку в Министерство промышленности и торговли.
До сих пор в программе могли участвовать только госбанки (с долей государства не менее 50% или их «дочки»), а также банки, капитал которых на 1 апреля 2009 г. составлял 70 миллиардов рублей. Участниками сразу стали Сбербанк, «ВТБ 24», Газпромбанк и Россельхозбанк; второму требованию удовлетворяли Альфа-банк и Банк Москвы, но они к программе не присоединились.
«Трудно конкурировать с госбанками, их ставки ниже в среднем на 5 процентных пунктов, да и минимальный взнос в 15% от его суммы не покрывает рисков, мы оцениваем их в 20-30% от суммы кредита», — объяснил сотрудник одного из банков-отказников. Альфа-банк участвовать в программе не будет, сообщил замруководителя розничного бизнеса банка Илья Зибарев, но причины назвать отказался.
Обновление правил допуска банков к программе объясняется претензиями Федеральной антимонопольной службы, которая посчитала неоправданными ограничения на банки, говорит сотрудник банка-отказника, к тому же участники программы не обеспечили заявленных объемов (см. врез). По словам банкира, сотрудничающего с «АвтоВАЗом», заявленный чиновниками объем недостижим: спрос на автокредиты низкий.
По действующему постановлению банки смогут выдавать льготные автокредиты до конца 2009 года. Деньги на них (по 2 миллиарда рублей в год) предусмотрены в бюджетах на 2009-2011 годах, средства нужны на погашение кредитов: банкир, сотрудничающий с «АвтоВАЗом», объясняет, что госсубсидии перечисляются банку-кредитору траншами каждый месяц, чтобы иметь возможность отслеживать досрочные погашения кредитов и просроченные задолженности.
Чиновники правительства прежде говорили, что выдача льготных автокредитов продолжится и в 2010 году, но никаких документов об этом до сих пор нет. Сотрудник одного из ведомств утверждает, что профильный Минпромторг, чтобы начать работу над документами, должен получить поручение правительства, премьер-министра или вице-премьера, но его нет.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, не знает, чтобы премьер давал поручение продлить программу, но замечает: «Льготное автокредитование работает эффективно, хотя решить всех проблем автопрома, безусловно, не может». Пресс-секретарь вице-премьера Игоря Шувалова (курировал работу комиссии, которая занималась разработкой программы) Александр Мачевский от комментариев отказался.
Большинство опрошенных «Ведомостями» банкиров готово присоединиться к программе, и тот факт, что они смогут выдавать субсидированные кредиты лишь в декабре, их не смущает.
По словам представителя Райффайзенбанка Марка де Мони, заявка на участие в министерство уже подана. Сразу после праздников ее обещает подать «Уралсиб». «Программа пользуется спросом, — объясняет зампред правления “Уралсиба” Илья Филатов. — Объем кредитов, выданных на покупку машины стоимостью менее 600 000 рублей, вдвое выше объема кредитов на машины других ценовых категорий». Банки, по его словам, смогут присоединиться к программе в течение месяца. В этот промежуток планирует уложиться и Росбанк, если решит присоединиться к программе, говорит замдиректора департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Лидия Каширина.
Ставки по автокредитам Росбанка в зависимости от условий варьируются от 10% до 26,5%, «Уралсиба» — от 13% до 22,5%, Райффайзенбанка — от 15% до 23%.