С 1 ноября в России начинают действовать новые принципы работы ОСАГО. О проблемах с автогражданкой рассказывает "Пятый канал".
Видео с сайта 5-tv.ru (13 Mb)
На бампере его машины было всего пару вмятин, зато обитые пороги Игорю и не сосчитать. Уже полгода он пытается вернуть деньги, которые по полису страхования обязательной гражданской ответственности добровольно вынужден был потратить на ремонт авто.
Игорь Пурунджан, пострадавший: «Мы сели в машину, он посмотрел мой полис, я посмотрел его, все, вроде, нормально. Он не оспаривал, что он виноват. И из Интернета я уже узнал, что у «ЛК Сити» отозвана лицензия».
Виновник ДТП оформил необходимые документы в ГИБДД и отдал Игорю копию своей страховки. Но возразить, что двери офиса компании- страховщика закрыты на амбарный замок, пострадавшему оказалось некому. Вскоре водитель, который привез Игорю головную боль, растворился в большом городе. С тех пор гора справок в руках растет, а надежда получить страховку тает.
Игорь Пурунджан, пострадавший: «РСА может произвести выплату, если я найду чиновника ДТП, но учитывая, что авария произошла в апреле, я не знаю, где мне искать этого человека».
Адвокат Игоря ухватил проблему, даже не дослушав клиента. Ведь эта история, уже ставшая классикой.
Только в прошлом году лицензии были отозваны у восьми страховых компаний. Список тех, кто не отчитался за количество полученных и проданных полисов ОСАГО, и того внушительнее. В Москве и Петербурге компании-банкроты контролировали в среднем 13 процентов рынка. А в некоторых регионах в этих фирмах застрахован каждый четвертый автовладец. Виновник ДПТ, в которое попал Игорь, мог и не знать, что его полис давно просто бумажка. Впрочем если и знал – финал этого дорожного происшествия все равно будет один.
Но успокоив клиента, адвокат добавляет: так красиво и скоро развязка истории наступает только на словах. На деле страховую выплату можно ждать годами. И найти виновника ДТП с оригиналом страхового полиса – это только полбеды Игоря. Суды завалены подобными исками. А фонд Российского союза автостраховщиков, который платит за банкротов, и те страховые компании, кого лишили лицензий, худеет с каждым днем.
Максим Александров, адвокат: «Единственное, что можно сделать, заявить требования о моральном ущербе. Права потерпевшего, в любом случае, будут защищены, единственный фактор – это время».
Пока время на стороне недобросовестных агентов и брокеров, открыто на перекрестках и рынках торгующих бланками недействительных полисов.
Кирилл Михалевский, руководитель инспекции страхового надзора по Северо-Западному федеральному округу: «После отзыва лицензии организация не имеет права продавать полиса страхования. Запрет на продажу полисов не включает в себя положение мер воздействия».
Закон четко прописывает процедуру уничтожения неиспользованных или недействительных бланков страховых полисов ОСАГО. Но бросать живые деньги под этот нож страховые брокеры не торопятся. Только в Москве и Петербурге по недействительным полисам ОСАГО ездят почти миллион автолюбителей. В Российском союзе автостраховщиков говорят, половина владельцев таких бланков точно знают, что эта бумага юридической силы не имеет. Но соблазн обзавестись ОСАГО всего за триста рублей слишком велик, тем более, случись что, на дороге из своего кармана компенсацию все равно платить вряд ли придется.
Чтобы навести порядок с ОСАГО, закон об автогражданке дополняют и уточняют чуть ли каждый год. Проверить подлинность полиса можно по номеру в Интернете. Но даже эта процедура, говорят эксперты, не защитит автовладельца от неприятностей до тех пор, пока на рынке не останутся только проверенные все тем же временем игроки.