Федеральная антимонопольная служба (ФАС) нашла нарушения в нормативных актах ГИБДД, связанных с обучением водителей. В частности, речь идет об обязанности автошкол использовать компьютеризированные автодромы для обучения будущих водителей стоимостью несколько миллионов рублей, что может ограничить конкуренцию между образовательными учреждениями. В ФАС считают, что подобные требования к хозяйствующим субъектам должны устанавливаться не внутриведомственным письмом, а как минимум законом или постановлением правительства.
ФАС приступила к проверке требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей, утвержденных письмом ГИБДД от 10 декабря 2008 года. Об этом "Коммерсанту" рассказал заместитель начальника управления контроля органов власти ФАС Сергей Абышев.
Проверка была начата после полученных жалоб, связанных в основном с техническим обеспечением образовательных учреждений. В компании "Правовой департамент" (представляет интересы производителей оборудования для автошкол) уверены, что ГИБДД незаконно требует использовать приборы для тестирования "психофизиологических качеств водителя" только одного производителя — ЗАО "Нейроком" (цена одного устройства в компании — около 120 тысяч рублей). Как следует из жалобы, автошколы вынуждены закупать аппаратуру "по завышенным ценам" (аналогичные приборы можно купить в два-три раза дешевле), а другие фирмы на рынок не допущены.
Другая жалоба поступила в ФАС от ряда автошкол и связана с требованием ГИБДД использовать при обучении компьютеризированные автодромы. Такая норма содержится в методике подготовки водителей, вступающей в силу в 2011 году, однако регионы имеют право сделать это и раньше. В ФАС "Ъ" рассказали, что управления ГИБДД Мурманской и Челябинской областей уже начали требовать от автошкол использовать автодромы при оформлении лицензий. "В Челябинске есть только один автодром корейской фирмы Neo, услуги которого стоят 500 рублей в час. Если автошколы будут арендовать это оборудование, стоимость обучения вырастет примерно на 40%,— рассказал "Ъ" глава совета директоров автошкол Челябинской области Андрей Николаев, направивший жалобу в ФАС,— а 30 миллионов рублей на строительство собственного автодрома не потянет ни одна школа. Есть возможность построить более дешевый отечественный автодром, но в ГИБДД отказываются согласовывать предпроектную документацию. Мы считаем, что власти лоббируют интересы одного производителя".
Если по жалобе, касающейся приборов тестирования водителей, проверка ФАС только началась, то с автодромами там практически разобрались: челябинское управление ФАС уже обнаружило в документе признаки нарушения антимонопольного законодательства, и теперь официальное заключение должен дать центральный аппарат ФАС. "Подобные требования к хозяйствующим субъектам (автошколам.— "Ъ") могут предъявляться только на основании федерального закона или постановления правительства,— пояснил "Ъ" Сергей Абышев.— Тем более что такая мера может привести к удорожанию услуг для конечного потребителя".
Федеральная антимонопольная служба также намерена опротестовать инициативу ГИБДД в отношении оборудования учебных классов в автошколах. Например, им было предписано приобрести специальные приборы для тестирования психофизиологических качеств водителя. Школы жалуются на фирму-монополиста, которая продает эти устройства по завышенной цене, в 120 тысяч рублей, передает "Пятый канал".