Компании «Роснефть» придется раскошелиться на 5 с лишним миллиардов рублей – такой рекордный штраф нефтяному гиганту сегодня выписала Федеральная антимонопольная служба. Она уже который раз пытается наказать монополистов за неоправданно завышенные цены на бензин, но те почему-то не снижаются.
О парадоксах топливного рынка рассказывает «Пятый канал».
Между топливными компаниями и водителями ничего личного, только бизнес. После резкого падения стоимости бензина год назад цифры на заправках опять стали увеличиваться. Федеральная антимонопольная служба подозревает продавцов бензина в том, что в окончательной цене на горючее есть лишнее После вмешательства антимонопольщиков «ТНК-ВР» и «Газпром нефть» лишились части прибыли, незаконно заработанной на бензине. ФАС взыскал с компаний по 4 с лишним миллиарда рублей. Сегодня штрафные квитанции пришли в «Роснефть».
Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России: «ФАС вынесла решение оштрафовать компанию за нарушение антимонопольного законодательства, которое имело место в первом полугодии текущего года, в размере примерно 5,3 миллиарда рублей».
Штраф 5 миллиардов 300 миллионов рублей – это рекордное для России наказание, бюджет города с населением за 100 тысяч человек. Но ни рубля из этих баснословных для обывателя средств так и не поступили в казну. Высокооплачиваемые адвокаты нефтяников успешно защищают прибыли работодателей. Тюменско-британский консорциум доказал в суде неправомерность одного из взысканий. Тяжба с «Лукойлом» завязла в инстанциях разного уровня.
Александр Еремин, аналитик нефтегазового сектора ИК «Финам»: «Давление ФАС на нефтяные компании весьма опосредованно. Несмотря на то, что ФАС активно штрафует нефтяные компании, им удается вполне успешно оспаривать эти штрафы в суде. Кроме этих штрафов, которые относительно масштабов компаний весьма невелики, ФАС фактически ничего не делает».
Нефтяники жалуются, что с каждого проданного литра почти половину забирает государство в виде налогов, и просят опустить ставки. Цены на бензин, как правило, снижаются по приказу главы государства, а рыночных предпосылок к этому нет. Но эксперты считают, что акулы бизнеса лукавят, они выcтроили сложную систему оптовых посредников, каждый из которых имеет чуть-чуть, а в итоге на бензоколонке цифра получается сильно накрученной. Сделать рынок более прозрачным помогут биржевые площадки, считают эксперты, если 15% нефтепродуктов будут в обязательном порядке распределяться на торгах.
Виктор Николаев, генеральный директор биржи «Санкт-Петербург»: «Чем объемнее рынок, тем более реальной будет цена на данный продукт. И не будет ни сговора, ни монополии, а будет биржевая, рыночная цена».
Почти незаметный, копеечный рост цен привел к тому, что за год бензин подорожал в среднем на 20% при инфляции в 8%. В итоге автолюбители на собственных кошельках почувствовали, как копейка рубль бережет. Бак бензина «Жигулей» в среднем по стране стал дороже на 150 рублей. А для семьи, в которой есть автомобиль, бензин это товар первой необходимости.