Конституционный суд отказался рассмотреть жалобу Михаила Ходорковского на неконституционность ряда норм Уголовного кодекса, послуживших основанием для предъявления ему нового обвинения. Суд решил, что в его компетенцию не входит проверка законности правоприменительных решений в отношении господина Ходорковского.
Поводом для обращения Ходорковского в КС послужило предъявленное ему 30 июня 2008 года обвинение в хищении принадлежащих государству акций ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК), а также нефти у ряда нефтедобывающих компаний. По версии следствия, акции были незаконно присвоены в результате совершения сделок мены, заключенных между ВНК и подконтрольными экс-главе ЮКОСа иностранными компаниями. А нефть была приобретена по искусственно заниженной цене, что привело к причинению этим компаниям и государству крупного ущерба. 7 мая 2009 года адвокаты Ходорковского Вадим Клювгант и Юрий Шмидт впервые публично заявили, что готовят обращение в КС.
В своей жалобе Михаил Ходорковский оспаривал статью 160 ("Присвоение или растрата") Уголовного кодекса и примечание 1 к статье 158 ("Кража"), по которому под хищением в УК понимается "противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества в пользу виновного или других лиц". В уголовно-правовой практике под действие этих норм попадают и возмездные гражданско-правовые сделки, в которых имущество обменивается на неэквивалентное (менее ценное).
По мнению заявителя, такое толкование термина "безвозмездность" противоречит не только его буквальному смыслу, но также другим нормам Уголовного и Гражданского кодексов (где безвозмездным признается отчуждение имущества без платы или иного возмещения). При этом оспариваемые нормы используются для необоснованного привлечения к уголовной ответственности, что противоречит Конституции, в частности гарантиям права "на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
КС на это возразил, что оспариваемые нормы УК сами по себе конституционные права не нарушают, поскольку не позволяют привлекать к уголовной ответственности за совершение правомерных сделок. Суд пришел к выводу, что Михаил Ходорковский фактически оспаривает квалификацию своих действий стороной обвинения, и отказался рассматривать жалобу, сославшись на то, что "проверка законности правоприменительных решений по уголовному делу" в его компетенцию не входит.
Однако выступивший с особым мнением судья КС Анатолий Кононов считает, что оспариваемые нормы закона "создают реальную опасность их произвольного применения", а жалоба Михаила Ходорковского "имеет все основания быть рассмотренной по существу", сообщает "Коммерсантъ". Судья подчеркивает, что в рыночных условиях "неэквивалентность обмена никак не порочит сделку". "Такой признак хищения, как противоправность, вполне может вызвать сомнения, если сделка по передаче имущества с точки зрения гражданского права не оспорена и признается действительной", а признание факта причинения ущерба вряд ли будет убедительным без проявления воли и согласия вменяемого собственника, констатирует судья Кононов.