В очередной раз петербургские "Вести" в прошедшие выходные посвятили серию сюжетов транспортным проблемам города. На этот раз в фокусе обсуждения городское трамвайное сообщение. Телеканал провел интерактивный опрос "Мешают ли трамваи движению в Петербурге?"
В прошедшие выходные, 24 и 25 октября, петербургские "Вести" в очередной раз посвятили серию сюжетов транспортным проблемам города. На этот раз в фокусе обсуждения городское трамвайное сообщение. Телеканал провел интерактивный опрос "Мешают ли трамваи движению в Петербурге?"
Каким должен быть петербургский трамвай 21-го века, и вообще, нужен ли он? На эту тему спорят специалисты и сами петербуржцы. Как показывают наши опросы, мнения горожан - за и против - разделились примерно поровну. Удивляет и даже возмущает многих то, что сейчас по улицам то и дело проезжают красно-белые вагоны, в которых сидит только одинокий контролёр. Старые трамваи оглушительно гремят, асфальт крошится под ржавеющими путями: специалисты разводят руками - денег на ремонт не хватает. А если неуклюжий рельсовый транспорт застревает в узком месте - допустим, на мосту или под железнодорожной переправой - заторов не избежать.
Однако транспортные аналитики утверждают, что именно трамвай сможет избавить Петербург от автомобильных пробок, если превратится в стремительную, безопасную и экологически чистую городскую электричку. Вроде тех, что мчатся по Лиговскому и проспекту Просвещения. Почему трамваи, которые перевозят воздух, тем не менее нужны городу? Сколько новых чудо-вагонов закупят в этом году, и когда в Петербург придёт трамвайный ренессанс?
(20,5 Мб)
В комментариях к этому сюжету на сайте "Вестей", встречаются и мнения авторитетных ученых. Профессор, доктор географических наук, Элеонора Васильевна Шабарова, пишет:
Коротко высказываю мнение о ленинградском трамвае. Имею на это пррофессиональное право: 2 докторские (одна из них защищена в знаменитой Высшей школе транспорта и связи "Фридрих Лист" в Дрездене), 3 монографии, которые стоят в библиотеке Международного союза общественного транспорта в Брюсселе, многочисленные проектные работы по Кузбассу и Латвии, НИРы, статьи и выступления, статус многолетнего эксперта в Восточной Европе, 2-месячный цикл по Лениниградскому радио в 2006г. и т.п. Это не для хвастовства, а для обоснованности моего мнения.
1. СПб должен иметь современный трамвай, в т.ч. в центре города. Это не панацея решения сложной транспортной проблемы, но реальная возможность привести транспорт города в "порядок" и освободить город от пробок. Трамвай по перевозочной работе, должен стоять на втором месте после метро, перевозя не менее 35 - 40% всех внутригородсих пассажиров, а по разветвленности сети - на первом месте. Он должен выполнять 2 функции - главный самостоятельный транспорт в спальных и близлежащих пригородных районах (а это более 3,5 млн.чел) и вспомогательно - подвозочный транспорт от (до) станций метро (а не маршрутки, с вместимостью 11 человек, вместо 200 в современном трамвае). Экологически чистый, дифференцированный от всего движения, а следовательно более безопасный, экономически самый эффективный (при нормальной и обоснованной тарифно - проездной системе!)
2. Сначала уместно вспомнить, что 20 лет назад Ленинград был трамвайной столицей мира. Сегодня наш ленинградский трамвай плох (не по своей сути в сравнении, например, с легковым автомобилем), а потому что в ужасном состоянии находится его инфраструктура и безобразна его эксплуатация - развитие и состояние путевой сети и его мизерная плотность, маршрутизация и график движения, размещение и устройство остановочных пунктов, суточный режим работы трамвая, отсутствие координации работы всех видов транспорта (трамвай в Автово в 23 и ранее уходит в депо, метро высаживает своих последних пассажиров здесь в 0-30 минут!)
3. Логистический лозунг обслуживания - трамвай для пассажира, а не наоборот - пассажир для трамвая, а трамвай как головная боль чиновнику (убирать или возрождать как ренессанс). Нельзя решать транспортную проблему кусками и бессистемно, нельзя хвататься за новые виды такого же рельсового транспорта (без многолетнего опыта эксплуатации даже "за бугром"), не исчерпав возможности трамвая на базе санации и модернизации. У нас никто в городе не занимается пассажирской логистикой вообще и трамвая в частности. Хаотичное изменение маршрутов, пожарное назначение остановок - это не способ решения проблемы. Поэтому люди вынуждены покупать автомобили для элементарного удовлетворения своих ежедневных и стабильных транспортных потребностей. Никакие КАДы и диаметры не решат проблемы, так как они еще больше стимулируют неуправляемый рост автотранспорта, загоняя "в угол" весь транспорт.
Аттрактивность комфортного трамвая и профессиональная организация его работы делает выгодным (по времени поездки, по деньгам, по скорости сообщения) для трудовых поездок населения. Именно поэтому нет пустых трамваев в центре Берлина, Мюнхена,Лейпцига, Кельна, Дрездена, Цюриха, Праги и др. Там он никому не мешает, его "уважают" автолюбители, он приоритетен. В Швейцарии есть города, где запрещен легковой автотранспорт при альтернативном предложении скоростной городской железной дороги, трамвая и троллейбуса.
Поэтому и дышится здесь также легко, как в горах.
На этом заканчиваю лирические песни про трамвай. Мы, русские, обязательно несколько раз должны наступать на свои грабли, не учитывая опыт прагматичных стран, умеющих все считать, сохранять здоровье свое и окружающей среды, не гоняясь за имиджевой новинкой, зачастую тормозящей (деньги, время, усилия) нормальное развитие транспортной системы!